Синдром эмоционального выгорания включен в классификатор болезней как фактор, влияющий на состояние здоровья человека.
Психолог Василий Лунёв считает, что выгорание – организационная проблема. Постоянное напряжение, эмоциональная нагрузка, отсутствие четко сформулированных задач и обязанностей – все это ведет к выгоранию.
К выгоранию склонны люди психически неустойчивые, перфекционисты и люди, склонные идеализировать свою работу. Но, по мнению психолога, эти факторы приводят к выгоранию в меньшей степени, чем сложности в работе организации.
Особенно часто с выгоранием сталкиваются сотрудники «помогающих» профессий: учителя, врачи, психологи, социальные работники и сотрудники НКО.
Как помочь сотруднику с выгоранием
«Для начала надо разобраться в себе и в том, что происходит в организации. Человеку может просто не походить существующий в НКО формат работы. А может быть такое, что не налажены процессы. Единого решения нет», – предупреждает психолог.
Для начала надо получить обратную связь от команды. Пусть каждый напишет, что вызывает у него стресс в текущих условиях работы. Исходя из этого будет легче понять, что надо менять в первую очередь.
Если проблемы критические, придется перестроить процессы внутри организации. У каждого сотрудника должна быть своя четко ограниченная зона ответственности. Придется отказаться от переработок, чтобы сотрудники не работали на пределе.
Фото: Victoria Heath / Unsplash
Изменения лучше вводить постепенно: в этом руководителю поможет планирование. Резкие перемены могут вызвать лишь больший стресс.
Но часто сотрудникам может просто не хватать поддержки. Василий Лунёв предлагает НКО организовать горизонтальные группы поддержки. На таких встречах команда вместе решает несложные задачи и поддерживает друг друга.
Как организовать группу поддержки для сотрудников
Первое правило группы поддержки – все добровольно. Участвовать должны только те, кто этого хочет. Если насильно собирать всех за одним столом, то результата от такой «поддержки» не будет.
Каждый должен с уважением относится к эмоциям других и не обесценивать проблемы. Лунёв советует прочитать заранее правила ненасильственного общения. Среди них – говорить только о фактах, не начинать предложения с «нет» или «но», меньше оценивать других и прочие.
Если есть возможность, можно сходить в другие группы поддержки и посмотреть, какие инструменты используют в них. А потом попробовать некоторые из них со своими сотрудниками.
Как может помочь обучение
Особенность горизонтальных групп поддержки в том, что человек не только делится эмоциями, но и учится у опытных коллег. Процесс обучения позволяет снизить уровень стресса и выгорания, считает психолог.
Фото: Tim Goedhart / Unsplash
«Обучение таким навыкам помогает не только наладить внутренние процессы в НКО, но и не выгорать эмоционально. Обучение помогает снизить ежедневный стресс у сотрудников НКО при непосредственной работе», – говорит Лунёв.
Некоторые НКО отправляют сотрудников на обучение на сторонние площадки. Для команды это возможность сменить обстановку, круг общения и отвлечься от рутинных задач.
Кто еще может помочь
Служба психологической помощи «Вдох» проводит лекции, супервизии и консультации для команд НКО и коммерческих организаций. Служба также составляет комплексные программы для своих клиентов, чтобы уберечь сотрудников организации от выгорания. Сейчас «Вдох» работает только с командами: личные консультации не проводятся.
Также можно обратиться за индивидуальной помощью к психологу, позвонить по телефону доверия (8 (800) 333-44-34) или обратиться на один из бесплатных сервисов психологической помощи. Если у организации есть возможность, можно частично оплатить личную терапию сотрудникам.
«Не обязательно испытывать большие потрясения или переживать стресс, чтобы прийти к психологу. Обратиться можно с любым вопросом, который беспокоит»