16 марта одно из дел завели на блогера Веронику Белоцерковскую. «В ее действиях усматриваются признаки преступления <…> «публичное распространение по мотивам политической ненависти или вражды под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации о действиях ВС России», — заявили в СК.
Следствие посчитало, что блогер выложила в Instagram пост с ложными сведениями об уничтожении городов и гражданского населения.
В юридической службе Центра защиты прав СМИ (внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) рассказали АСИ, что Вероника Белоцерковская довольно много писала про военную операцию, использовала эмоционально-критический стиль. Именно военной информации центр на странице блогера не видел.
«Возможно, было достаточно обвинений в том, что в спецоперации гибнут мирные жители. Возможно, сыграло роль то, что у Белоцерковской много подписчиков не политизированных, то есть не имевших до этого четко сформированной позиции, и она очень эмоционально высказывала свои претензии в адрес власти, а также собирала помощь украинским беженцам. Возможно посчитали, что помощь может идти не только беженцам», — рассказали в Центре защиты прав СМИ.
По словам юристов, фото, видео и цифр у Белоцерковской на странице нет. Поэтому за что именно могут завести уголовное, а не административное дело, все еще не совсем понятно.
Прокуратура, как отмечают в юридической службе Центра защиты прав СМИ, дает выбор: писать только то, что транслируют официальные органы власти России, или не писать ничего.
«Конечно можно что-то писать, но без обвинений в гибели мирных жителей, без указания на цифры, предоставляемые не ВС РФ, без «фейковых» фото и видео. Можно пойти по пути некоторых российских СМИ, которые пишут только про последствия спецоперации для России, про беженцев с обеих сторон, про международную напряженность и заявления всяких мировых лидеров и российских политиков и общественных деятелей. Вот с последними аккуратнее», — заключают юристы.
В начале марта в РФ приняли поправки к Уголовному кодексу, которые усиливают ответственность за распространение фейков о действиях Вооруженных сил России и за публичные призывы к введению санкций против России.