Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Новости

Ненасильственное общение для НКО: как научиться осознанным коммуникациям

Какое общение «разъединяет» людей, как выражать свои чувства открыто и в чем разница между приказом и просьбой — об этом говорили на встрече медиаклуба «АСИ – Благосфера».

Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash

Что такое ненасильственное общение

Концепцию ненасильственного общения (ННО) создал американский психолог Маршалл Розенберг в 1960-х годах. Ее цель — научить осознанной коммуникации, в которой учитываются все потребности участников общения. 

Причина конфликтов и недопонимания — не в том, что у людей разные потребности, а в способах и стратегиях их удовлетворения, рассказывает Егиа Чапарян, клиент-центрированный психотерапевт, тренер в области ненасильственной коммуникации. 

Общение бывает соединяющим и разъединяющим, объясняет Чапарян. Соединяющее общение основано на понимании своих чувств и потребностей и открытом их выражении. Оно помогает взаимопониманию. 

Разъединяющее общение опирается на оценочные суждения, осуждение и желание человека защищаться и нападать на другого. От такого общения возникает чувство страха, вины, стыда. 

Из чего получается разъединяющее общение

У разъединяющего общения несколько признаков.

  • Манипуляция — когда в общении человек пытается вызвать у другого различные чувства с помощью скрытых тактик, давит на чувство вины или жалости. Например: «Мы все делаем для тебя, а ты…».
  • Токсичное обвинение — когда человек возлагает на другого вину за свои нереализованные ожидания. Например: «Почему ты всегда так поступаешь? Ты не ценишь мое мнение!».
  • Осуждение — когда человек выносит оценки в негативном и обобщающем ключе. Это мешает посмотреть на реальность и выстроить диалог. Например: «Тебе не кажется, что это чересчур?».
  • Требование — когда человек просит так, что у другого есть только один вариант — согласиться. Например: «Перестань это делать!».
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash
  • Отказ от ответственности — когда человек перекладывает ответственность за свои чувства и действия на других. Например: «Все так делают, это не моя воля».
  • Обесценивание — когда человек преуменьшает значимость переживаний и ценностей другого. Например: «Есть люди, которым похуже», «Ты слишком негативен, посмотри на это иначе».
  • Газлайтинг — когда человек отрицает какие-то факты, чтобы другой засомневался в адекватности своего восприятия. Например: «Я такого не говорил, у тебя проблемы с памятью».
  • Шантаж и угроза — когда человек скрыто или явно манипулирует, чтобы получить желаемое. Например: «Если ты не придешь, то всех разочаруешь».
  • Замалчивание — когда человек молчит о своих чувствах или игнорирует чувства другого. Например: «Ага, понял», «Все нормально».

Из чего складывается соединяющее общение

Концепция ненасильственного общения не говорит о том, что человек должен быть всегда хорошим и дружелюбным. Она учит открытому выражению любых своих чувств.

У соединяющего общения три составляющих. Оно начинается с самоэмпатии, потому что если человек не позаботится сначала о своих чувствах, он не сможет относиться с теплом и доверием к другим.

  • Самоэмпатия. Человеку нужно установить контакт с самим собой, осознать свои чувства и потребности. Для этого помогают словосочетания «Я сейчас чувствую…», «Мне важно…»
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

  • Самовыражение или «я-сообщение» — когда человек открыто выражает свои чувства и потребности. Например: «Когда ты так громко разговариваешь со мной, мне становится страшно, хочется защищаться или нападать. Ты мог бы говорить в более спокойном тоне?»
  • Эмпатия — когда человек искренне хочет понять чувства и потребности, которые стоят за словами и поступками другого человека. Например: «Ты не сделал домашнее задание, потому что эта тема тебе не интересна? Тебе важно чувствовать интерес, так?».

Как научиться соединяющему общению

Как рассказывает Чапарян, осуждение и манипуляция — это непрямое, искаженное выражение чувств и неудовлетворенных потребностей, когда человек перекладывает ответственность за них на другого.

Соединяющее общение можно построить из четырех шагов: фактов, чувств, потребностей, просьбы.

В соединяющем общении важно говорить о своих потребностях: «Мне сейчас важно побыть в тишине» вместо «Ты можешь замолчать уже?». И отделять факты от суждений и оценок: «Ты не обнимал меня в гостях» вместо «Тебе нет дела до меня».


«Меня раздражает, когда вы оставляете документы в переговорной».

«Мне важен порядок в переговорной. Хотел бы попросить вас забирать с собой все документы».

«Перестань меня оскорблять».

«Твои слова звучат для меня как оскорбление».


Если человек столкнулся с оценочным суждением в свой адрес, ему нужно вспомнить о трех составляющих соединяющего общения. Сначала понять, какие чувства у него возникают в этот на это (самоэмпатия), потом постараться понять, почему человек говорит такое (эмпатия), а в конце выразить свои чувства (самовыражение).

Чтобы перевести оценочное суждение на язык ненасильственного общения, нужно пользоваться формулой «Я чувствую…потому что мне важно…».

Больше о практике ненасильственного общения можно узнать в книге «Ненасильственное общение. Язык Жизни» Маршалла Розенберга.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике