СПЧ считает, что законопроект «необоснованно расширяет возможность признания иностранными агентами российских юридических и физических лиц» и «создает пространство для неограниченного расширения коррупционных возможностей».
Чтобы стать иноагентом, достаточно находиться под «иностранным влиянием», и это понятие прописано так, что допускает «любой способ воздействия, который административный орган по своему усмотрению сочтет достаточным». Создается «пространство для неограниченного расширения коррупции». Законопроект не требует, чтобы была установлена причинно-следственная связь между «потенциально опасными» для России «элементами деятельности организаций» и деятельностью организаций как таковой, и не требует, чтобы была подтверждена «социальная опасность» действий лиц, которые находятся под «иностранным влиянием».
СПЧ предлагает установить «исчерпывающий перечень конкретных проверяемых характеристик форм иностранного влияния и форм деятельности, ведущей к включению в реестр» и «исключить коммерческие организации из числа получателей статуса иностранного агента».
Кроме того СПЧ отмечает, что законопроект:
- Недостаточно регулирует критерии политической деятельности потенциальных иноагентов в сферах науки, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты и поддержки, спорта, благотворительности. Это может привести к неверному толкованию этих положений и их субъективному правоприменению. Следует конкретизировать параметры или прямо прописать невозможность отнесения работы организаций из этих сфер к политической деятельности.
- Ограничивает иноагентов в правах на свободу выражения мысли и слова, гарантированных Конституцией, и социально-трудовых правах. Например, сотрудник-иноагент «становится потенциально опасным для любого работодателя, поскольку работодатель также может быть признан иностранным агентом, попавшим под влияние работника — иностранного агента».
- Запрещает иноагентам заниматься образовательной и просветительской деятельностью детей, в том числе заниматься репетиторством. Это означает запрет для физического лица-иноагента на доступ к профессиям в области образования, даже если у него есть нужная квалификация.
- Влечет риск включения в реестр профсоюзов, что «противоречит содержанию этого института в целом». Это поражает права иностранных граждан, состоящих в профсоюзах, и создает риски для самих профсоюзных объединений, которые являются членами международных профсоюзных организаций.
- СПЧ предлагает не применять закон к лицам, которые зависят от деятельности иностранного агента (в том числе работников, которые не знали об иностранном финансировании организации, или родственников тех, кого включили в реестр иноагентов — физических лиц), и не применять его к отношениям между гражданами и организациями, которые возникли до вступления закона в силу.
Экспертное заключение готовили две комиссии СПЧ: по развитию институтов гражданского общества и по экономическим и трудовым правам. В сопроводительном письме председатель СПЧ Валерий Фадеев просит учесть позицию членов совета в дальнейшей работе над законопроектом. Полный текст заключения — на сайте СПЧ.
Обобщенный законопроект о регулировании деятельности иноагентов Госдума подготовила в конце апреля.