4 июля на круглом столе Комитета Госдумы по молодежной политике представили законодательную инициативу, по которой подростков, нарушивших закон, могут передавать «под надзор» наставникам или волонтерским движениям. Речь идет о случаях, когда правонарушителя не приговаривают к лишению свободы.
Инициативу озвучил Артем Метелев, председатель Комитета по молодежной политике. По его словам, в Ассоциации волонтерских центров уже привлекают трудных подростков к волонтерству, и эффект от этого есть. Идею предложили закрепить, как законодательную норму.
АСИ спросило у Юрия Белановского, руководителя добровольческого движения «Даниловцы», как он оценивает инициативу.
Кто будет нести ответственность
По словам Белановского, идея не нова: ее тестировали и в Европе, и в России. Давно обсуждается, что такой формат может помочь не приводить подростка с дальнейшим правонарушениям, а привлекать в позитивную, благотворительную историю. К тому же это можно использовать как способ примирить подростка и человека, которому навредило его правонарушение. Так что сама по себе инициатива «позитивная и нужная».
«Кто ответственен за то, что подросток, совершивший правонарушение, в течение какого-то времени, грубо говоря, перевоспитывается? Суд ему вменил, деваться ему некуда. Но мы понимаем, что это всего лишь подросток. И насколько осознанно он к этому подойдет? Нужен какой-то взрослый. Это кто? Его родители, которые несут ответственность? Или НКО?», — рассуждает Белановский.
Если ответственность будет на НКО, нужно понимать, какие у нее появляются полномочия и ресурсы для этой работы.
Что дальше
Если условному координатору волонтерских групп предложить взять под опеку трудного подростка, по доброте душевной он может и согласиться, говорит Белановский. Тогда ему нужно будет ставить цели, реализовывать их, решать возникающие проблемы, например, с общением. Что-то придется разбирать с другими специалистами, например, психологами. И все это, по словам Белановского, будет иметь только косвенное отношение к волонтерству, которым человек до этого занимался.
Должно согласиться стать наставниками и остальное волонтерское сообщество, ведь кто-то может сказать: «я пришел сюда помогать детям в больнице, а не приглядывать за трудным подростком».
«Получается, что внутрь совершенно понятной волонтерской работы, у которой есть свой результат, встраивается совсем другая задача. Скрещивание этих двух процессов и результатов — сложная штука», — отмечает Юрий.
Наставничество в реальности
Часто представление о наставничестве складывается по старым советским фильмам, рассказывает Белановский. Вот живет токарь, к нему приставляют подростка, почему-то они сразу начинают дружить. Он с ним возится, потом говорит по душам, и подросток сразу становится хорошим.
«Но это кино! А в жизни это целый процесс, в котором человек должен заранее знать этапы, цели, задачи. Если завтра скажут «разбирайте детей», их, может, разберут, но боюсь, что первый результат будет плачевным», — говорит он.
Тем не менее в штучном варианте Белановский считает идею жизнеспособной. Особенно повысится решаемость, если такие программы будут финансироваться государством.