Фонд «Нужна помощь» и агентство онлайн-исследований Tiburon Research провели ежегодный, седьмой по счету опрос интернет-пользователей. Задача была — выяснить, как часто россияне соприкасаются с деятельностью благотворительных организаций и как их воспринимают. Для этого в июне 2023 года исследователи опросили 1,2 тыс. респондентов из крупных городов России с населением более 100 тыс. человек.
Исследование показало, что 71% опрошенных хотя бы раз участвовали в практиках поддержки благотворительных организаций за последние 12 месяцев. Это минимальное значение за семь лет наблюдений: для сравнения, шесть лет назад хотя бы раз жертвовали на благотворительность 85%.
При этом до 23% выросло число людей, которые «точно не будут» совершать благотворительные пожертвования в будущем. Эта негативная тенденция наметилась еще в 2021-м году. Среди основных барьеров люди называли недоверие к фондам и отсутствие финансовой возможности (по 55%), желание «помогать напрямую» (30%). У 4% опрошенных «был негативный опыт», а 7% «никогда об этом не задумывались».
«…Я бы сказала, что некоммерческий сектор переживает рецессию, причем не только в плане финансов, но и в плане смыслов, идей, новых подходов и ответов на вопрос «зачем?»», — говорит изданию «Коммерсант» директор по привлечению средств фонда «Нужна помощь» Майя Соерова.
Военным жертвуют больше, чем беженцам
Чаще люди поддерживают организации, которые помогают детям с инвалидностью (39%), бездомным животным (24%), семьям в трудной жизненной ситуации (18%). Становится популярна помощь военным, добровольцам СВО и членам их семей (18%), это направление чаще поддерживали люди в возрасте старше 45 лет и жители Москвы. На экологию и хосписы жертвуют по 9% опрошенных, беженцам и правозащитникам — по 4% респондентов.
Иноагенты
Что касается поддержки НКО, признанных иностранными агентами, то люди стали меньше доверять им. За последний год уровень поддержки законодательства об иноагентах вырос с 28% до 40%, при этом за новостями об этом законе следит только 20%. Публично поддерживать организации с таким статусом готовы 15% опрошенных (в 2021-м году — 23%), а продолжать жертвовать такой организации готовы всего 14% опрошенных.
Директор центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов объясняет, что в сознании населения более рельефно формируется образ врага: «Иноагенты на уровне семантики — агенты иных сил, в первую очередь западного блока, и отнесенность их к врагам повышает уровень недоверия к ним».