Фудшеринг — практика распределения продуктов питания, как правило, с истекающим сроком годности с помощью специальных организаций или онлайн-платформ. Основная цель фудшеринга — уменьшение объемов испорченной продукции, которую необходимо утилизировать.
Основная проблема деятельности магазинов по фудшерингу в РФ — обязанность уплатить сумму входного НДС, из-за чего магазины несут дополнительные расходы при передаче товара с истекающим сроком годности на благотворительность. То есть магазинам выгоднее просто утилизировать товар.
Минэкономразвития проанализировало зарубежный опыт фудшеринга и составило список предложений по его урегулированию в России:
- Определить круг организаций, которым будут передаваться товары. Такое право должны получить НКО, входящие в реестр СО НКО и соответствующие требованиям в части наличия квалификации и инфраструктуры.
- Определить возможные ограничения по объему продукции, которая может передаваться на благотворительность. Для того чтобы сформировать ограничения по объему, которое снизит риски злоупотреблений.
- Определить возможные ограничения по виду продукции, которая может передаваться на благотворительность. Изначально это могут быть продукты длительного хранения и товары, которые входят в список социально значимых. Далее, добавлять продовольственные товары и, в конечном итоге, добавить все остальные товары, за исключением алкогольной продукции.
- Определить список подтверждающих документов. «Заверения» надзорных органов для обеспечения прозрачности процесса передачи продуктов питания на благотворительность.