Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел опрос, чтобы узнать, каким фондам россияне доверяют больше: государственным, которые существуют на средства налогоплательщиков, или частным, созданным гражданами.
32% россиян считают, что доверять можно одинаково и тем, и другим. Еще такой же процент опрошенных думает, что государственные фонды заслуживают больше доверия.
12% респондентов сказали, что частным фондам доверяют больше. Еще 15% отметили, что доверять нельзя никаким организациям. Остальные 9% затруднились с ответом.
Доверие к госфондам растет с возрастом: среди россиян в возрасте от 18 до 30 лет государственным фондам доверяют 23% респондентов, после 65 лет — 46%.
Также на мнение влияет уровень образования: опрошенные, у которых начальное профессиональное, среднее или ниже образование, чаще отвечают, что большего доверия заслуживают госфонды, а опрошенные с высшим образованием считают, что доверять можно и тем, и другим в равной степени.
Согласно исследованию, в России более 11 тыс. частных фондов. Среди них есть как известные и крупные, так и небольшие организации (таковых большинство), которые собирают средства и ресурсы на решение местных локальных проблем. Но только 7% россиян говорят, что доверяют местным НКО, которые функционируют в их населенных пунктах.
Уровень доверия к благотворительной деятельности в целом намного выше. Больше половины россиян полагают, что большинству российских благотворительных организаций можно доверять: 6% считают, что «безусловно можно», и еще 46% — что «скорее можно».
Алексей Фирсов, директор Центра социального проектирования «Платформа», уточняет, что россияне не доверяют НКО из-за непрозрачной внутренней бухгалтерии, сообщает газета «Коммерсантъ».
«Человек просто не понимает, какая часть денег доходит до конкретного пользователя. В случае с государственными организациями вроде бы такого риска не видишь. Там есть какой-то контроль, есть, в конце концов, прокуратура, есть еще какие-то органы, которые могут проверить, и так далее. Авторитет государства в этом случае оказывается не то что выше, чем авторитет конкретных личностей, но как-то понятнее»,— прокомментировал он.