11 января 2024 года Фонд поддержки пострадавших от преступлений опубликовал специальный доклад о правах потерпевших во время специальной военной операции, сообщается в Telegram-канале фонда. В докладе рассказали о том, в каком положении сейчас находятся потерпевшие от преступлений из-за того, что осужденные по их делам помилованы после поступления на военную службу и участия в СВО.
В документе отмечается, что особое внимание государства к осужденным во время СВО, то есть их освобождение и последующее помилование, нарушает права и интересы потерпевших граждан. «Очевидно, когда подвергаются опасности основы самой государственности, законодательство призвано стать более гибким с тем, чтобы <…> оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы. Однако нельзя не учитывать возможные негативные последствия предполагаемых государственных решений, поскольку в данном случае речь идет о целых многочисленных группах российских граждан, которые пострадали от уголовно наказуемых деяний в том числе от тяжких и особо тяжких», — говорится в докладе.
При этом положения федеральных законов, благодаря которым осужденные могут поступать на военную службу по контракту и которые после этого освобождают их от уголовной ответственности, не учитывают права потерпевших на доступ к правосудию.
В докладе уточняется, что в Фонд поддержки пострадавших от преступлений поступают обращения от потерпевших в связи с освобождением осужденных от отбывания наказания. Потерпевшие, воспользовавшись правом получить информацию о перемещении осужденного по своему делу, узнают о его переводе в колонию на приграничных территориях, рядом с зоной проведения СВО, о поступлении его на военную службу и помиловании указом президента. При этом, согласно докладу, «осужденные были помилованы вне зависимости от тяжести совершенного преступления, а также исполнения обязанности по выплатам компенсаций морального и материального вреда, причиненных преступлением».
Многие потерпевшие прямо заявляют о том, что боятся за свою жизнь и здоровье и за своих близких. «Неизвестность местонахождения (бывших осужденных. — Прим. АСИ) или их появление в местах проживания потерпевших заставляет теперь их жить в постоянном страхе, — уточняют в фонде. — К сожалению, в СМИ то и дело появляется информация об особо тяжких насильственных преступлениях, совершенных освобожденными заключенными, ранее совершенно оправданно получавшими значительные сроки изоляции от общества за совершение опасных и особо опасных преступлений».
Фонд в своем докладе также приводит ряд предложений для улучшения ситуации:
- осуществлять административный надзор за помилованными лицами, вернувшимися из зоны СВО, с которых не была снята судимость;
- разработать и внедрить программу социальной адаптации, ресоциализации помилованных лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления в целях их интеграции в общество и предотвращения рецидивной преступности;
- предусмотреть формы возмещения вреда потерпевшим от преступлений, закрепить законодательные гарантии компенсации причиненного вреда данными категориями участников СВО и внести соответствующие изменения в законодательство РФ;
- создать Российский научно-практический центр исследования травмы, который бы помимо практической деятельности совместно с российскими научно-практическими организациями формировал и задавал определенные стандарты в области оказания психологической помощи, преодоления психотравмы, психотерапевтического сопровождения и реабилитации пострадавших.
Специальный доклад фонд направил президенту России Владимиру Путину, председателю совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерию Фадееву и уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Татьяне Москальковой.