Движение ЭКА и Экологический союз провели опрос «Как мы выбираем экотовары», чтобы выяснить, как сегодня формируется покупательское поведение по отношению к категории «зеленых» товаров. Опрос проводился с 13 октября 2023 года по 13 января 2024 года среди 842 пользователей платформы Ecowiki.ru и членов региональных экологических сообществ. В каждом вопросе участники могли выбрать несколько вариантов ответа.
По результатам опроса, 80% опрошенных сказали, что покупают экотовары, потому что осознают, что они могут снизить вред для планеты и внести вклад в экономию природных ресурсов. 50% респондентов покупают этичную продукцию, которую не тестировали на животных и производили с уважением к трудовым правам работников. 46,5% считают, что экотовары полезнее для здоровья, а 42% назвали покупку экологичных товаров частью своей принципиальной жизненной позиции.
Большинство — 42% — покупают экотовары в офлайн-магазинах, а 39% — через онлайн-площадки. 36% участников опроса узнают о «зеленом» ассортименте через обзоры на специализированных онлайн-порталах и комментарии в тематических сообществах, а 34% ищут экотовары в специализированных магазинах или ищут конкретный товар через поисковик.
При этом респонденты отметили, что знают о том, что не все товары, которые производители называют экологичными, являются таковыми на самом деле. 81% опрошенных считают, что понять, подлинный ли перед покупателем экологичный товар, можно ориентируясь на маркировку, которую присвоила продукту независимая экспертная экоорганизация.
Чаще всего потребители обращают внимание на пять знаков:
- «Листок жизни» (57%);
- «Европейский цветок» (38%);
- ICEA (32%);
- знак этической сертификации Vegan (46%);
- символ переработки упаковки «Лента Мебиуса» (37%).
«Среди экоаудитории есть настоящие знатоки экомаркировок. Почти половина опрошенных точно указали на знаки экосертификации, отделив их от гринвошинговых (ложных представлений об экологичности продукта. — Прим АСИ) знаков типа eco friendly или 100% organic. Результаты опроса показывают необходимость дополнительного просвещения потребителей, Экологический союз и Движение ЭКА вместе с экоответственными брендами продолжат работу, направленную на то, чтобы покупки россиян становились осознаннее — в пользу здоровья и природы», — прокомментировала Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью и экопросвещению Экологического союза.
На сегодняшний день экотовары обычно дороже других. При этом 91% опрошенных готовы покупать товар, если его цена выше обычной. По мнению 35% респондентов, разница в цене не должна превышать 10%, еще 27% опрошенных допускают разницу до 30%.
Больше половине россиян — 60% — не хватает экологичной одежды и обуви. 48% отметили, что на рынке должно быть больше экологичных продуктов питания и товаров для строительства и ремонта. 41% упомянули бытовую химию, а 36% — косметику.