Конституционный суд Российской Федерации на открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности положений отдельных статей федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по запросу Верховного суда Республики Бурятия.
В производстве Верховного суда Республики Бурятия был административный иск зоозащитников и благотворительного фонда помощи животным. Они просили признать недействующими отдельные положения регионального закона.
По мнению истцов, та норма, по которой жизнеспособное животное могут умертвить на 31-й день с момента отлова, если в течение месяца не были обнаружены хозяева, является неправомерной. Суд Бурятии приостановил судебный процесс и направил запрос в Конституционный суд РФ «в связи с обнаружившейся неопределенностью в вопросе соответствия подлежащих применению в этом деле норм федерального закона Конституции», сказано в материалах КС.
«По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1) и 76 (часть 2) Конституции, поскольку предоставляют субъектам Российской Федерации неограниченные полномочия по введению мероприятий, связанных с распоряжением жизнью животных без владельцев (не являющихся больными, агрессивными и др.), за рамками установленных федеральным законодательством, что вступает в противоречие с принципами гуманного обращения с животными, в том числе с запретом жестокого обращения с ними», — написано на сайте Конституционного суда.
По мнению Вячеслава Росинского, полномочного представителя Генерального прокурора РФ, КС имеет основания «признать федеральный закон ”Об ответственном обращении с животными…” не соответствующим Конституции, так как он позволяет региональным властям произвольно распоряжаться жизнью здоровых бездомных животных».
Представитель Совета Федерации в КС РФ Ирина Рукавишникова отметила, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ. Она сказала, что регионам предоставлены широкие полномочия для решения проблем с бездомными животными, а федеральные нормы «не предусматривают возможности жестокого обращения с бездомными животными, а тем более не предусматривают возможности их умерщвления без соответствующего решения ветеринара, который таким образом может прекратить страдания больного животного».
Постановление по делу будет провозглашено позже в установленном порядке.