Нина Михайловна Зыбцева проживает с дочерью Людмилой на первом этаже многоквартирного дома. Квартира Зыбцевых оборудована так, чтобы Нина Михайловна могла по ней беспрепятственно перемещаться. Однако, чтобы вывезти мать на кресле-коляске на улицу, Людмиле приходится просить о помощи волонтеров или соседей. Откидной пандус, установленный в подъезде, имеет крутой уклон, из-за этого спускать по нему пожилую женщину в коляске небезопасно.
С января 2016 года изменилось законодательство, регулирующее создание доступа в подъезды жилых домов для маломобильных граждан. Раньше человек, пользующийся креслом-коляской, должен был самостоятельно получить согласие всех жильцов дома на переоборудование подъезда, а также изыскать средства на установку пандуса или другого устройства. Теперь, согласно поправкам в Жилищный кодекс, условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к общему имуществу в многоквартирных домах должны обеспечивать органы власти. Узнав об этом, Людмила Зыбцева с помощью юристов Рязанского «Мемориала» в начале года обратилась в администрацию города с просьбой установить пандус. Она попросила знакомого специалиста разработать проект и приложила его к заявлению.
В ответ на заявление городская администрация со ссылками на устаревшие нормы законодательства предложила Людмиле получить согласие всех жильцов дома на переоборудование подъезда. Кроме того, в апреле специалисты администрации провели выездную проверку, по итогам которой пришли к выводу, что в подъезде уже установлено устройство для подъема и спуска, а предложенный Зыбцевой проект реализовать невозможно. Тот факт, что откидной пандус не соответствует нормам и опасен для использования, учтен не был.
«В Рязани уже есть позитивный прецедент по таким вопросам. В феврале 2016 года прокуратура Московского района выиграла в суде иск об установке пандуса в подъезде жилого дома, где живет ребенок с инвалидностью. Мы надеемся, что в деле Нины Михайловны Зыбцевой специалисты ведомства сработают также эффективно», – говорит юрист Рязанского «Мемориала» Петр Иванов.