Центр инклюзивного развития «Включи», который организовал семинары для педагогов и родителей особенных детей, пригласил для обмена опытом куратора трех инклюзивных площадок из Татарстана Оксану Голубеву.
«Чаще всего от приема особенного ребенка в обычный класс преподавателя удерживает то, что он просто не знает, как с ним работать: как его оценивать, как вести себя при нежелательном поведении ребенка. В большинстве школ отсутствуют ресурсные зоны, некому адаптировать программы и учебные материалы, нет ресурсных учителей. Именно поэтому мы стремимся повышать компетенции учителей в работе с особенными детьми», — рассказала АСИ президент центра инклюзивного развития «Включи» Надежда Назарова.
На первом семинаре специалисты рассказали сочинским учителям, что делать, если в класс пришел ребенок с аутизмом. Преподаватели узнали, как грамотно распределять внимание между всеми детьми в классе, что сделает союзниками остальных детей и поможет им принять особенного товарища, зачем нужна ресурсная зона и почему нельзя бесконечно тренировать толерантность одноклассников и учителя. Второй день полностью был посвящен работе тьюторов, а третий — практическому тренингу.
«Когда ребенок грамотно включается в общеобразовательную среду, выигрывают все стороны. Для этого необходимо провести подготовку как будущих одноклассников, так и педагогов — они должны знать об особенностях нового ученика и том, как ему можно помочь, — отметила Надежда Назарова. — Пройдя подготовку, учитель узнает о разных методиках работы с особенными детьми, о том, как повышать их мотивацию к знаниям и адаптировать учебные материалы».
По мнению специалистов, многие методы подходят и для остальных учеников, поэтому после инклюзивной переподготовки педагог в целом повышает качество учебного процесса.
Сейчас в Сочи трое детей с РАС учатся в обычных классах гимназий №№ 6 и 8. В будущем учебном году еще два ребенка с особыми потребностями поступят в гимназию № 6. В каждом учебном заведении выделены ставки тьюторов, которые сопровождают гимназистов.
«Один из наших учеников обучается по программе 8-2 (название специальной адаптированной программы, утвержденной Минобразования РФ – ред.), он начинал с 19-минутного присутствия в классе, которое благодаря прикладному анализу поведения смогли расширить до полного обучения, сейчас этот гимназист уже в третьем классе, — говорит руководитель центра «Включи». — Конечно, в этом большая роль сопровождающего тьютора. Таких специалистов в Сочи не хватает, мы обучаем их с нуля, это штучная работа».
Семинары проводятся при поддержке Фонда президентских грантов в рамках реализации проекта «ВКЛЮЧаемся в класс».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.