Школа прошла при поддержке Всероссийского союза пациентов, общественной организации «Монитор пациента» и компании «Биокад». В работе онлайн-школы для пациентов участвовали 86 пациентов из разных городов и регионов России, а количество просмотров за два дня с момента эфира превысило 800.
Эксперты школы дали участникам ключевую информацию о том, какие законодательные акты регулируют отношения системы здравоохранения, как можно решать вопросы лекарственного обеспечения в правовом поле, а также дали пошаговые инструкции и рекомендации, кому и как нужно в случае необходимости адресовать жалобы.
В своем выступлении Юрий Жулёв, юрист по образованию, сопредседатель Всероссийского союза пациентов и президент Всероссийского общества гемофилии, рассказал о том, какие законы регулируют предоставление медицинской помощи и обеспечение лекарствами. Он обратил внимание на правила формирования территориальных программ ОМС и на роль в решении проблем застрахованных лиц страховых компаний и страховых представителей, которых каждый пациент должен знать.
Отдельное внимание Юрий Жулёв уделил работе Всероссийского союза пациентов в условиях пандемии COVID-19: пациенты входят в группу риска, поэтому сейчас НКО пациентов готовят рекомендации по мерам профилактики заболеваний для своих участников. Сложившееся сотрудничество ВСП с Министерством здравоохранения, Федеральным фондом ОМС и Всероссийским союзом страховщиков помогает решать отдельные вопросы, но в ситуации, когда система здравоохранения испытывает перегрузку, не все удается делать быстро.
Рассказывая о работе «Горячей линии» Всероссийского союза пациентов, Юрий Жулёв отметил, что в структуре обращений пациентов 40% составляют жалобы на организацию медпомощи, 24% – на лекарственное обеспечение и 13% – на качество медпомощи. Около половины обращений – по поводу нарушения прав пациентов. Он также представил «Навигатор пациентов». Это интернет-помощник, следуя по страницам которого, можно разобраться, нарушены права пациентов или нет. «Навигатор» дает ответы на типовые вопросы, предлагает план действий и шаблоны обращений.
Юрист и президент Общества взаимопомощи при болезни Бехтерева Алексей Ситало посвятил свое выступление проблеме лекарственного обеспечения пациентов с ревматическими заболеваниями. В числе наиболее часто встречающихся сложностей он отметил отказ врачей в назначении лекарства, отказ в обеспечении лекарствами амбулаторно без инвалидности, а также когда закончилась инвалидность и даже с инвалидностью. В 2018 году в процессе анализа обращений пациентов и ответов разных инстанций общество выявило недоработки в правовой базе. Полученные разъяснения Минздрава РФ позволили развернуть ситуацию в сторону пациента.
В своем выступлении Алексей Ситало рекомендовал в случае отказов в назначении необходимых лекарств обращаться во врачебные комиссии, региональные органы управления здравоохранением, четко излагать возникшие проблемы и прикладывать документы. Если же пациентам не удается решить вопрос самостоятельно, можно обращаться за помощью в Общество взаимопомощи при болезни Бехтерева.
Зияутдин Увайсов, адвокат, руководитель общественной организации «Монитор пациента», на примере двух кейсов, связанных с защитой интересов пациентов с ревматическими заболеваниями, показал участникам школы, как нужно действовать в случае нарушения прав. Он представил логику действий в досудебном порядке, привел примеры требований в суде, а затем подробно изложил алгоритм подготовки жалоб.
«Мы даем правовые знания и учим решать возникающие вопросы конструктивно, запуская административные процедуры. Наше общество ведет конструктивную работу с представителями законодательной и исполнительной власти, чтобы поэтапно совершенствовать систему медицинской помощи и обеспечивать необходимое качество жизни пациентов», – подчеркнул Алексей Ситало.
Подробнее узнать о правах пациентов и способах их защиты можно на канале YouTube из записи трансляции онлайн-школы «Юридическая поддержка и защита прав пациентов».