Фонд начал проект в ноябре 2016 года в партнерстве с фондом «Арифметика добра», Министерством региональной политики и Министерством социального развития Новосибирской области, чтобы закрыть потребность детских домов Новосибирской области в развитии профессиональных компетенций специалистов и сотрудников.
Целью проекта было сделать так, чтобы в центре системы интернатных учреждений стоял ребенок, его личность и интересы, а не отчеты и планы, за которыми воспитатели перестают видеть самое главное – детей.
Фонд «Солнечный город» разработал курсы «Базовые компетенции специалистов работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», «Индивидуальный план развития и жизнеустройства» и «PRO Травму», на которых тренеры и супервизоры проекта учили сотрудников детских домов психологии сиротства и методикам эффективной работы с травмирующим прошлым воспитанников, организации командной работы с ребенком. Был также разработан курс «PRO Себя», направленный на обучение работе с внутренним ресурсным состоянием специалистов и профилактику внутреннего выгорания, и «Директорский курс» для управляющего состава учреждений.
За первые три года работы проекта обучение прошли специалисты всех детских домов Новосибирской области.
«Наука правильной заботы» была нашим естественным ответом на начало реформирования системы устройства детей-сирот и перехода к семейно-ориентированной модели, – рассказывает директор детского благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксенова. – Мы учили специалистов работать так, чтобы максимально снизить последствия травматического опыта у ребенка, который попал в детский дом, и меняли подходы к воспитанию».
В фонде пришли к пониманию того, что «Наука правильной заботы» – это всего лишь первый этап большой системной работы.
«Мы научились работать с последствиями, теперь наша задача – отработать механизмы профилактики семейного неблагополучия и делать так, чтобы дети оставались со своими кровными родителями. Именно в этом направлении будут работать наши специалисты», – подчеркнула Аксенова.
Успешный опыт «Науки правильной заботы» начали передавать и в другие регионы.
С 2019 года более 60 человек, которые работают с детьми, оставшимися без попечения родителей в Калининградской области, получили доступ к уникальным знаниям, основанным на изучении российского законодательства, педагогики и психологии, в том числе психологии сиротства.
«Мы разбирали разные способы решения тех или иных трудностей, с которыми сталкиваются специалисты в своей работе, – говорит София Лагутинская, директор благотворительного центра «Верю в чудо» (Калининград). – И нас радует, что через понимание особенностей поведения детей мы стали к ним ближе. При проведении анкетирования 91% сотрудников стали воспринимать себя значимыми взрослыми в жизни детей, а это значит, что детям стало легче понимать и доверять нам. И это великолепный результат».
В проекте приняли участие два учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области. Обучение прошли также специалисты органов опеки и социально-реабилитационных центров, школьные учителя и социальные педагоги.
«Благотворительные программы для детей из детских учреждений сегодня не редкость, но программ для специалистов, работающих с детьми-сиротами, не так много, – отмечает Марина Ефимова, президент благотворительного фонда «Жизнь без границ» (Нижний Новгород). – Хотя, по моему мнению, очень важно и нужно работать в этом направлении. Благодаря «Науке правильной заботы» в нашей области сформировалось сообщество неравнодушных педагогов, которые осознают, что нужно работать над развитием своих компетенций. Они постоянно ищут новые знания и применяют их в своей работе с детьми».
По окончании проекта фонд обратился в региональное Министерство образования с просьбой продолжить обучение по программе «Науки правильной заботы» специалистов всех учреждений Новгородской области.
Все методические материалы и технологии, которые были разработаны фондом «Солнечный город» в ходе проекта, опубликованы и находятся в открытом доступе на сайте pro-podrostkov.ru. Каждый специалист, который хочет самостоятельно их освоить, может ими воспользоваться. Кроме того, он может обратиться к тренерам Ресурсного центра фонда за консультацией.