По статистике около 5 тыс. детей возвращают в детдом ежегодно. За последние пять лет процент возвратов вырос почти в два раза. Связано это с многочисленными трудностями, с которыми сталкиваются дети и их приемные родители, когда начинают жить одной семьей.
Как показало исследование, пять основных причин — состояние здоровья ребенка, особенности его поведения, трудности с учебой, отношения внутри семьи и тревога и напряжение, связанные как с отношением к семье окружающих, как и с психологическим состоянием самих приемных родителей.
В 81% случаев приемные семьи сталкивались хотя бы с одной проблемой, связанной с обучением. По сравнению с детьми из родных семей приемным учиться существенно труднее. Им не хватает тех школьных и общих знаний, которыми обладают их сверстники из родных семей, базовых представлений о мире, страдает мотивация, сложно с самоконтролем. Почти треть семей жалуются на ссоры в семье из-за учебы.
Каждая пятая семья сталкивалась с тем, что учитель (воспитатель) не хочет или не может учитывать особенности приемного ребенка в процессе обучения. 53% семей говорят, что ребенка нужно постоянно контролировать и заставлять учиться. 42% жалуются на невозможность сосредоточиться на задании, в 33% семей ребенок заявляет, что не хочет учиться, а в 5% — что прогуливает школу. При этом в 10% случаев учителя заявляют, что не хотят учить ребенка из приемной семьи. На трудности с отношениями внутри семьи жалуются существенно реже.
Данные исследования полностью подтверждает Ива Аврорина, директор корпоративного фонда «Катрен». Фонд занимается пробелами детей с опытом сиротства 20 лет и системно выстраивает деятельность, направленную на решение конкретных проблем.
В 2020 году начала работу программа «Школа перемен». Это совместная программа фонда и онлайн-школы Skysmart. Цель программы — снять напряженность в семьях, которая возникает из-за проблем со школьными оценками, и дать подопечным опыт успешности, которого не хватает детям с опытом сиротства. В программе участвуют дети, которые живут в замещающих семья и испытывают проблемы с обучением в школе.
«Дети с опытом сиротства, как правило, серьезно отстают в школе, а это приводит к регулярным конфликтам в семье. Дело тут не в том, что ребенку не хватает знаний — у него отсутствует мотивация к учебе. И это совершенно понятно: в то время, как его сверстники из кровных семей познавали мир, у нашего подопечного главной задачей было выжить. Поэтому для проекта «Школа перемен» мы искали команду с качественной программой онлайн-обучения, готовую к тому, что их педагогам понадобится пройти дополнительную подготовку, и нам очень повезло, что мы нашли друг друга со Skysmart. Вместе мы даем детям опыт успешности, уверенности в своих силах и снимаем одну из серьезнейших точек напряжения в приемных семьях», — рассказала Ива Аврорина.
«До того, как коллеги из «Катрен» к нам обратились, мы даже не знали, что такая проблема существует, — говорит Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы для детей и подростков Skysmart. — К счастью, оказалось, что она поддается решению: даже на самом первом этапе мы достигли хороших показателей: на 70% улучшилась успеваемость, и 94% ребят стали регулярно выполнять домашние задания. Раньше это для них было сложной задачей. Такие успехи мотивируют не только детей и родителей, но и нашу команду»,
Сегодня в программе «Школа перемен» участвуют семьи с приемными детьми из Казани, Орла, Новосибирска, Новосибирской области и Краснодарского края.
Оригинальный текст исследования и информация о программе «Школа перемен» опубликованы на сайте фонда.
Этот материал прислали наши читатели — сотрудники некоммерческих организаций, волонтеры, просто активные люди. Мы публикуем новости от организаций со всей России, если эти новости отвечают нашим критериям. Если после прочтения материала на этой странице у вас появились вопросы о проекте — их можно задавать организациям, упомянутым в тексте. Редакция АСИ не комментирует проекты НКО, о которых пишет, и не консультирует по получению помощи.