С сотрудниками и учащимися образовательных учреждений встречаются специалисты Центра внедрения и развития инклюзивных технологий. Они отрабатывают с ними навыки, которые помогут включить в учебный процесс и социальную среду абитуриентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. При этом спикеры сами имеют эти виды инвалидности, когда-то учились в вузах, а некоторые там и работают.
«Мы прошли тяжелую школу, выросли в карьерном плане, добились многого и с позиции глубокого опыта говорим, как сделать, чтобы таких людей стало больше. Молодежь с инвалидностью после школы в среднем в семь раз реже, чем их сверстники без инвалидности, продолжает обучение. Главная причина — отсутствие эффективного инклюзивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Сотрудники просто не знают, как коммуницировать с такими абитуриентами», — рассказала АСИ директор Центра внедрения и развития инклюзивных технологий доцент ЮУрГУ Юлия Шумова.
По словам Шумовой, учебные заведения неохотно открывают двери для абитуриентов с инвалидностью, не хотят брать за них ответственность внутри здания. Большинство настоятельно рекомендуют им перейти на дистанционное обучение.
«Либо совсем с глаз долой, либо должен учиться как все. А здесь нужен комбинированный подход. Колясочник, например, не может высидеть четыре пары, — отмечает Юлия Шумова. — Наблюдаю также, что сильно снижают академические требования и не представляют, как оценить знания. На выходе получаем несформированные профессиональные компетенции. А кому такой работник нужен?».
Специалисты развеивают мифы, страхи, ломают психологические барьеры, показывают, что люди с инвалидностью технически готовы активно включаться в учебный процесс, и рассказывают, в каком формате им будет удобно выполнять задания.
Мастер-классы уже прошли в Копейске и Челябинске. Участники получают сертификаты и авторское методическое пособие Юлии Шумовой. Всего планируется охватить минимум 500 южноуральцев.
Проект выиграл губернаторский грант и завершится в мае круглым столом, на котором состоится обсуждение проблем инклюзивного образования.