Илья Владимирович, как Вы считаете, нам нужен закон «О волонтерстве»?
— Это вопрос не содержания, а юридической техники. Сначала нужно убедиться, действительно ли развитию добровольчества в России мешает отсутствие дополнительного нормативного регулирования, какие конкретно вопросы нужно решить с помощью законодательства. Только затем можно определить, будет ли это отдельный документ или поправки в несколько федеральных законов. Например, налоговые льготы можно предусмотреть только в Налоговом кодексе РФ.
Как сегодня регулируется волонтерская или добровольческая деятельность?
— Основные правовые аспекты деятельности добровольцев урегулированы поправками в российское законодательство, внесенными федеральными законами от 23.12.2010 № 383-ФЗ и от 18.07.2011 № 235-ФЗ. В том числе определено, кто такие «добровольцы». Это физические лица, которые осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг.
Законом установлено, что такую деятельность граждане вправе вести беспрепятственно, индивидуально или объединившись, на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Получателями помощи добровольцев могут быть граждане и юридические лица, в законе они именуются «благополучателями».
Понятие «волонтер» применяется в нашем законодательстве только в отношении физических лиц, привлекаемых исполнительной дирекцией XXVII Всемирной летней универсиады-2013 в Казани, Оргкомитетом «Сочи-2014» и администрацией города Сочи. Освобождены от уплаты страховых взносов расходы на оформление и выдачу виз, приглашений и других документов волонтерам, стоимости их проезда, проживания, питания, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, страхования. Указанные доходы волонтеров Олимпийских и Параолимпийских зимних игр в Сочи НДФЛ не облагаются.
То есть добровольцами законодательство признает людей по факту занятия благотворительной деятельностью? И никакие подтверждающие документы не требуются?
— Законом предусмотрена возможность заключения договоров, в которых определяются условия добровольческой деятельности. Но это право, а не обязанность добровольцев. Отсутствие такого договора не является препятствием для работы добровольца, естественно, если в его помощи, действительно, нуждаются.
Единственный случай, когда добровольцу необходимо заключить договор, – если он получает возмещение своих расходов на проезд к месту оказания помощи, проживание, питание, оплату средств индивидуальной защиты, добровольное медицинское страхование. При наличии договора такое возмещение освобождается от налога на доходы физических лиц и страховых взносов.
Договор, предусматривающий возмещение расходов, с добровольцем может заключить благополучатель или любое юридическое лицо, в рамках благотворительной деятельности которого доброволец соглашается работать.
Распространено мнение, что от НДФЛ и страховых взносов освобождаются только компенсации, которые добровольцы получили от благотворительных организаций…
— Возмещать расходы добровольцам может кто угодно. Вопрос в том, что несоблюдение требования об оформлении условий добровольческой деятельности не позволяет применять установленные льготы. Это значит, что доброволец, получивший возмещение от физического лица, должен уплатить с него налог, а организация будет возмещать добровольцу расходы только из своей чистой прибыли, удерживая при этом налог и дополнительно уплачивая страховые взносы.
Заключение договора в письменной форме решает проблему применения льгот. П.2 ст. 7.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» допускается участие добровольца в благотворительной деятельности любого юридического лица в интересах граждан и других юридических лиц.
Бизнес-компания, как и некоммерческие организации, может оплачивать добровольцам, которых она привлекла для оказания помощи нуждающимся, расходы, связанные с добровольческой деятельностью. В таком случае ее благотворительная помощь будет состоять из привлеченного безвозмездного труда добровольцев и возмещения им расходов на проезд, проживание, питание, индивидуальную защиту, медицинское страхование.
Следует отменить, что льгота по возмещению расходов на питание (суточные) действует только в пределах 700 рублей в день на территории РФ и 2500 рублей в день за границей. Это, опять же, не означает, что нельзя платить больше. С большей суммы необходимо будет уплатить налог на доходы физических лиц и страховые взносы.
А если добровольцы работают не в рамках благотворительной деятельности НКО? Например, оказывают содействие в проведении конференций и акций, участвуют в текущей деятельности некоммерческих организаций?
— Если доброволец помогает НКО в организации мероприятия, цель которого соответствует установленному законом и достаточно широкому перечню целей благотворительной деятельности, такая НКО выступает как благополучатель и может компенсировать добровольцу расходы с применением льгот. Аналогичная ситуация и с текущей деятельностью НКО. Если же проводимые НКО мероприятия не соответствуют целям благотворительной деятельности, то помощь в их организации не будет считаться добровольческой деятельностью. Хотя это не так просто представить в силу, повторюсь, почти полного совпадения целей благотворительной деятельности с целями создания НКО.
Кроме того, НКО может заключить с гражданином – налоговым резидентом гражданско-правовой договор, по которому такому лицу возмещаются фактически произведенные им расходы, непосредственно связанные с выполнением работ или оказанием услуг. С такого возмещения не будет уплачиваться НФДЛ через применение профессионального налогового вычета.
Также предлагается законодательно закрепить дополнительные государственные гарантии для волонтеров: страхование жизни, здоровья…
— Наверное, гарантии могут устанавливаться в отношении тех, кто привлекается для помощи в решении приоритетных для государства задач, в том числе краткосрочных и внезапно возникших, как стихийные бедствия. Но это не однозначный вопрос. Ведь у добровольцев разная степень подготовки, восприятия риска, опасности для жизни и здоровья, кто-то соблюдает меры предосторожности, а кто-то – нет. Эти факторы нельзя не учитывать. Система гарантий потребует администрирования. При этом органы власти применительно к своей компетенции могут разрабатывать меры социальной защиты, компенсации и льготы для граждан, привлекаемых ими на добровольной основе. В качестве примера можно привести принятый в 2011 году федеральный закон о добровольной пожарной охране. Также в рамках действующего законодательства страховать добровольцев могут благополучатели и организации, осуществляющие благотворительную деятельность.