Всемирный день гуманитарной помощи отмечается в день, когда в 2003 году в штаб-квартире ООН в Багдаде прогремел взрыв, погибли 22 человека.
По оценкам ООН, сегодня в гуманитарной помощи нуждаются 100 млн человек. Число пострадавших от конфликтов достигло уровня, какого не было со времен Второй мировой войны. Значительным остается число людей, пострадавших от стихийных бедствий и антропогенных катастроф.
В 2015 году ООН и ее партнеры приглашают всех присоединиться к какой-либо гуманитарной организации и стать активным проводником идей гуманизма. «В сегодняшнем мире, где люди связаны между собой электронными средствами информации теснее, чем когда-либо, каждый из нас имеет возможность и обязан вдохновлять наших собратьев на действия по оказанию помощи другим и строительству более гуманного мира», — говорится в послании Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Он призывает всех продемонстрировать солидарность в качестве граждан мира, приняв участие в сборе подписей в рамках кампании #ShareHumanity, а также сделать в этот день важное общественное дело и рассказать об этом в социальных сетях. «Предоставив ваши выходы в социальные сети в распоряжение других людей всего на один день, вы можете содействовать оказанию гуманитарной помощи», — отмечает Генеральный секретарь ООН.
«В этот день все мы еще раз обращаем внимание заинтересованных сторон на необходимость неукоснительного соблюдения принципов международного гуманитарного права – Женевских конвенций, мандата и эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца — как гарантии защиты и безопасности гуманитарных сотрудников во всем мире», — подчеркивает Даврон Мухамадиев, глава регионального представительства Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в России (МФОККиКП в России).
Представители гуманитарных организаций отмечают, что их работа была бы невозможной без огромной команды добровольцев и сотрудников, которые практически воплощают гуманитарные задачи в самых сложных условиях: организуют доставку и распределение помощи, решают медицинские задачи, обсуждают с властями вопросы доступа населения к гуманитарной помощи.
Представительство МФОККиКП в России и Агентство социальной информации решили познакомить читателей с россиянами, которые работают в Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца в разных странах.
Маргарита Плотникова
Опыт в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца — более 15 лет. Была делегатом по связям с общественностью в период крупных бедствий и кризисов в Таджикистане и Афганистане (2001-2002), руководителем международного проекта социально-психологической помощи детям после террористического акта в Беслане, руководителем отдела информации Европейского офиса МФ ОКК и КП в Будапеште, координатором международного проекта «Дорожная безопасность в 10 странах» в России. В настоящее время — руководитель Международного социально-профилактического проекта «Автотрезвость» в России. В МФОККиКП занималась вопросами связей и информации. Огромную школу прошла в ходе проекта социально-психологической помощи в Беслане в 2004-2007 годах.
Во времена Советского Союза все были добровольными помощниками Красного Креста, и самое малое участие могло сводиться лишь к уплате членских взносов. Жаль, что такие сборы не работают сейчас. Это был небольшой взнос, но в масштабах страны собирались огромные ресурсы, которые позволяли вести гуманитарную работу не только в нашей стране, но и за рубежом. Мне приятно, что в той работе был и мой скромный вклад. Что для этого не хватает сейчас? Хорошей информационной и агитационной работы самого Красного Креста. Я убеждена, что наш народ мог бы щедро откликнуться на призыв Красного Креста не только в горячее время национальных бедствий – что было не раз уже доказано в последние годы, но и в «не стихийных» сборах средств. У Российского Красного Креста есть огромный фронт работ по проектам поддержки и развития во время, когда не бушуют природные катаклизмы.
Мне кажется, что у нас в России слово «гуманитарный» утратило, то ли в переводе, то ли по другим причинам, важные оттенки своего значения — «человечный, бескорыстный, любящий». И сводится лишь к понятию «бесплатный».
Гуманитарная помощь – огромный пласт, который затрагивает сбор помощи, ее обработку и грамотное распределение, ее влияние на восстановление и развитие. Это профессия, этим должны заниматься профессионалы, такие как сотрудники и добровольцы Красного Креста. Когда гуманитарная помощь попадает в руки непрофессионалов, результаты могут быть трагическими. Каждый из перечисленных аспектов гуманитарной помощи требует своих каналов коммуникации, и об этом написано немало книг (к сожалению, не так много на русском языке). Сегодня в России гуманитарные организации научились собирать эту помощь, проводят грамотные кампании, отчитываются перед донорами.
Чего, как мне кажется, не хватает многим гуманитарным организациям в России. Во-первых, очень важно проводить исследования среди тех, кто получает помощь, и анализировать мнения. Результаты таких исследований нужно обнародовать и учитывать при создании новых проектов. И второе – нет лучшего пути распространить информацию о гуманитарной помощи, чем привлечь к ней на разных этапах добровольных помощников и постоянно наращивать эту сеть. К счастью, волонтерское движение сегодня набирает силу. Я думаю, Российский Красный Крест может быть лидером этого движения.
Всемирный день гуманитарной помощи для меня — это, прежде всего, день солидарности со всеми моими бывшими и настоящими коллегами, которые оказывают гуманитарную помощь по всей России от Петербурга до Петропавловска, на Украине, в Таджикистане, Сербии, Черногории, Венгрии, Молдове, Чехии, Польше, Румынии, Финляндии, Грузии, Армении. Однажды, устав от бюрократических проблем, выпалила: «Все! Не нужен никому Красный Крест!» А коллега из Австрийского Красного Креста взял за руку и сказал: «Да, проблем может быть много. Но идея эта и желание человека помогать человеку – будут всегда. Работаем!». Работаем. С идей, которая способна объединять всех.
Семён Мисири
В Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца работает более 26 лет. В настоящее время — глава региональной делегации МФОККи КП по Южной Азии, координирующей офисы в восьми странах: в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Непале, Шри Ланке, Индии, Бутане и на Мальдивах. Ранее возглавлял Департамент Азии и Тихоокеанского региона МФОККиКП, был начальником Отдела подготовки к реагированию в случае катастроф и стихийных бедствий и Отдела по мобилизации ресурсов (Женева). Имеет опыт полевого делегата в Африке.
Добровольцем Российского Красного Креста (в то время – Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР) я стал еще в школе в Москве, как и многие в то время. Во время учебы в аспирантуре Института Африки РАН готовил консультации для Советского Красного Креста по экономическим и финансовым моделям двусторонней гуманитарной помощи Красным Крестам Африки. Был направлен на курсы международных делегатов МФОККиКП и МККК и почти сразу получил приглашение от МФОККиКП поработать финансовым делегатом в Судане. Затем последовало приглашение МФОККиКП в рабочую группу гуманитарной помощи Красного Креста после землетрясения в Армении, работа в Африке, Азии.
Я совсем не планировал стать профессионалом в этой области – я был молодым дипломированным экономистом и финансистом, видел свою карьеру в академической среде или в государственной экономической организации. Поворот произошел после миссии с МФОККиКП в Судане. Я увидел, как наша работа реально меняет к лучшему жизнь людей в трудных ситуациях катаклизмов и конфликтов. Еще очень впечатлила международная семья Красного Креста и Красного Полумесяца, миссия, рабочие отношения, профессионализм и серьезная юридическая основа, признанная всеми государствами. Это стало главным делом моей профессиональной жизни.
Наглядная и практическая работа по оказанию помощи людям, попавшим в сложные обстоятельства по независимым от них причинам, помогает повысить информированность общества о работе гуманитарных организаций. Нам есть что показать: Красный Крест работает и оказывает реальное воздействие на гуманитарную ситуацию в тех местах, где практически никто больше не может работать. Это нужно демонстрировать и объяснять. Нужно участвовать в многочисленных ток-шоу на ТВ и на радио, где обсуждаются горячие проблемы современности – будь то Украина или дальнее зарубежье. Нам есть что сказать по всем этим проблемам – прежде всего потому, что мы, наши коллеги, профессионалы и волонтеры Красного Креста и Красного Полумесяца, работают в этих точках по всему миру и знают ситуацию изнутри.
Приятно, что мировое сообщество, государства, общественность, ООН и другие организации во Всемирный день гуманитарной помощи отдают должное работникам гуманитарной сферы. Поскольку это фактически профессиональный праздник, мы отмечаем его с коллегами в профессиональном кругу и дома, с семьями.
Екатерина Дауммер
Старший сотрудник по планированию и отчетности штаб-квартиры Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Женеве. Работает в Красном Кресте и Красном Полумесяце с 2011 года. Участвовала в краткосрочных полевых миссиях в период бедствий в Таджикистане и после разрушительного землетрясения в Непале.
Я горжусь тем, что работаю в Красном Кресте. Это особенно отчетливо понимаешь, засыпая в палатке на окраине Катманду под регулярные «афтершоки». Палатку помог поставить Канадский Красный Крест, спальник вовремя подоспел от Немецкого Красного Креста, рядом всю ночь гудят генераторы Красного Полумесяца Катара и Японского Красного Креста. Утром все встретятся за одним столом, на ходу обсуждая, какому отделению Красного Креста Непала нужна срочная помощь. Это семья. Семья, которая всегда рядом, когда нужно. Что бы ни случилось, Красный Крест и Красный Полумесяц будут первыми раздавать одеяла и еду пострадавшим. Только когда тебе самому приходится спать под открытым небом, ты понимаешь, насколько это важно.
Моей дочери пять лет. И уже сейчас она знает, что означает красный крест на белом фоне. Мне кажется очень важным донести именно до детей, что из всех профессий мира именно работа гуманитарного сотрудника – одна из самых почетных.
Марина Кобзева
С 2008-го по 2011 год работала в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Москве. В 2012-2014 годах была программным менеджером офиса ООН в Тринидаде и Тобаго, руководила осуществлением проекта по повышению потенциала местного аналога МЧС. С марта 2014 года работает советником по эффективности гуманитарных программ в Филиппинском представительстве крупной британской некоммерческой организации Tearfund, занимающейся гуманитарными вопросами по всему миру.
Работа в гуманитарной организации была моей мечтой со времен университета, мне хотелось быть частью чего-то большого и социально значимого. Меня очень подкупила красота идеи, положенной в основу движения Красного Креста и Красного Полумесяца. И еще я помнила, как в детстве, в начале 90-х, в эпоху жуткого экономического кризиса в стране, моя семья получила гуманитарную помощь. По-моему, из Германии. Я помню, как мне, 9-летней, просто не верилось, что кому-то в Германии и правда есть дело до моей семьи и наших проблем. Наверное, это потрясение и стало отправной точкой в выборе карьеры.
Мне кажется, что о нашей профессии действительно очень мало известно широким слоям населения. И как все малоизвестное, она обросла слухами, мифами и стереотипами. Сейчас, когда, несмотря на высочайшие гуманитарные бюджеты, количество катастроф, конфликтов, беженцев, а также нападений на сотрудников гуманитарных миссий по всему миру бьет все рекорды, нам особенно важно не замыкаться в своем сообществе, а стараться рассказывать о себе, о своих принципах и о том, что нами движет. Нас достаточно много, у нас, как правило, хорошее образование и большой опыт, но то, чем мы занимаемся, редко появляется на телевидении или на страницах газет. Мне кажется, в последнее время большинство гуманитарных организаций, стремясь стать более понятными для населения, сделали серьезный шаг вперед, завели странички в социальных сетях и блоги, сделали свою деятельность и бюджеты более прозрачными. Однако по-прежнему интерес СМИ и, следовательно, населения к тому, чем мы занимаемся, невелик. Я думаю, тут необходимо, чтобы гуманитарные сообщества и СМИ сделали шаг навстречу друг другу.
Всемирный день гуманитарной помощи помогает на какое-то время оторваться от повседневности и еще раз ощутить единство с моими коллегами по всему миру, задуматься о ценностях и принципах, на которых основана наша деятельность, и обо всех людях, которые нуждаются в помощи в данный момент.
Камиль Денюшев
В Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца с 1993 года. Специалист по логистике и материально-техническому обеспечению. В настоящее время является делегатом по логистике Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Либерии. Работал в Таджикистане, Уганде, Шри-Ланке, Пакистане, Индонезии, на Филиппинах.
В начале 90-х, в период гражданской войны в Таджикистане, я увидел грузовик с эмблемой Красного Креста, а затем и объявление в газете о приеме на работу. Так как я владел английским, это первое, что привлекло меня. В течение 30 минут я прошел собеседование и был принят на работу в качестве полевого сотрудника – переводчика. Так я связал свою жизнь с Красным Крестом. Затем уже я стал сотрудником федерации.
Что касается распространения информации о деятельности гуманитарных организаций, считаю, что было бы полезно привлекать наиболее популярные средства массовой информации, интернет, приводить хорошие примеры из нашей повседневной деятельности, наших операций в период бедствий и чрезвычайных ситуаций в разных странах мира. Несомненно, молодежь — самый важный ресурс для Красного Креста.
Фото предоставлено МФОККиКП