Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» опубликовал отчет «Информационная прозрачность и подотчетность российских некоммерческих организаций, реализующих проекты в области защиты прав и свобод человека и гражданина: раскрытие информации, кодекс этики, предупреждение конфликта интересов». В отчете обобщена работа центра в рамках проекта по повышению прозрачности правозащитных НКО. Частью работы над отчетом стали интервью с лидерами правозащитных НКО, выдержки из которых мы публикуем.
Наталья Таубина, директор Фонда «Общественный вердикт»:
«В любом виде деятельности нужно знать меру: плоха как очень тихая работа, так и вселенский шум. В первом случае невозможны институциональные изменения; во втором можно пресытить общество, и его внимание уже не будет привлечено к какой-нибудь более серьезной проблеме, возникшей в той же сфере. В целом, тихое решение проблем — это помощь конкретным людям, и в отдельных ситуациях подобная тактика идет только в плюс, в других же — наоборот. Например, добиться привлечения к ответственности должностных лиц тихими методами практически невозможно.
У меня нет ощущения, что у некоммерческого сектора сегодня есть однозначное понимание и видение относительно прозрачности. Большая часть НКО вообще не задумывается на эту тему — они на своем локальном уровне делают свое дело, и их знают и власти, и граждане. Им доверяют, к ним обращаются, и этого достаточно».
Виктор Юкечев, директор Некоммерческого партнерства «Институт развития прессы – Сибирь»:
«Мой профессиональный опыт тесно связан с работой в СМИ, а в этой сфере этика — всегда вопрос актуальный. Это логично — если вы хотите считаться качественной независимой прессой, нужно соответствовать определенному набору стандартов в отношениях со своими потребителями и сообществом. У наших коллег, к сожалению, нет однозначного понимания не только того, каким должен быть кодекс этики, но и нужен ли он вообще.
В России сегодня нет единого медиапространства: одни СМИ государственные, другие дружат с мафией, и лишь совсем маленькая группа людей пытается делать независимую прессу. И вот эти последние, конечно, могут принять свой кодекс, но остальных-то на медийном рынке многократно больше – и он им абсолютно не нужен. То есть, этический кодекс, как инструмент саморегулирования, нужен только независимым – самоуправляемым субъектам».
Николай Рыбаков, исполнительный директор Экологического правозащитного центра:
«Экологические некоммерческие организаций иногда начинают заниматься заказными делами. Это проблема. Коммерческие предприятия заказывают против конкурентов общественные кампании, либо же наоборот, «общественники» предлагают предприятиям «дружить» с ними, чтобы избежать протестов. С точки зрения обывателя это марает и экологическое движение, и гражданский сектор в целом. Существуют также прикормленные негосударственные организации, их много и среди экологов, они поддерживают любые начинания, говорят «да, все хорошо, надо пилить деревья, построить мусорную свалку, это все ведет к улучшению экологической ситуации».
Проблемы, связанные с прозрачностью НКО, подконтрольными организациями, волнуют только тех, кто находится внутри сектора. В соседней с нами Финляндии средний гражданин состоит в трех-четырех общественных организациях. Пусть одна из них — это местная религиозная община, все равно остаются две-три. У нас, конечно, совершенно другая статистика. И в общественном секторе, и для политических партий, и в других смыслах. Люди не участвуют в жизни общества, они замкнуты внутри своих квартир, и уже то, что находится в их подъезде, совершенно не интересно».
Справка
Фонд «Общественный вердикт» и «Институт развития прессы – Сибирь» – участники проекта «Информационная прозрачность и подотчетность российских некоммерческих организаций, реализующих проекты в области защиты прав и свобод человека и гражданина: раскрытие информации, кодекс этики, предупреждение конфликта интересов». Проект реализуют Центр «Трансперенси Интернешнл – Россия» и Некоммерческое партнерство «Информационная культура». В рамках проекта по повышению прозрачности российских правозащитных организаций проведено исследование информационной открытости НКО, подготовлен обзор использования этических кодексов некоммерческими организациями и разработан модульный кодекс этики НКО.
Фото: facebook.com/nikolayrybakov, facebook.com/victor.yukechev, facebook.com/ntaubina, flickr.com / Pierre