Идет второй десяток лет с того момента, как в России появились первые нефинансовые отчеты – социальные, экологические, по устойчивому развитию, по корпоративной социальной ответственности. Компании впервые заговорили c людьми на понятном языке: не про маржу по EBITDA и достижение восхитительной ROACE, а про вещи земные и касающиеся если не каждого жителя страны, то очень многих (назовем это повесткой устойчивого развития общества).
Как это обычно бывает, вначале новая мода вызвала большой интерес – прежде всего, со стороны самих компаний. Их поддержали естественным образом заинтересованные стороны – бизнес-ассоциации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, ряд некоммерческих организаций, прежде всего экологической и социальной направленности. СМИ в стороне не остались, однако их интерес быстро угас: появились свои проблемы, да и в отчетах компаний журналисты так и не разглядели ни событийности, ни общественно значимой тематики.
Прошло более 10 лет – и что же мы видим?
Немного статистики
Прежде всего – мы не видим многих компаний, которых называли лидерами и застрельщиками: нет уже многих международных, зарубежных, да и российских компаний — РАО ЕЭС, «Комстар», региональных телекомов, ТНК-ВР, МДМ-банка, «Трансаэро» (список можно продолжать). Поредели и ряды НКО. В итоге стало меньше и писателей, и читателей. Немаловажный фактор!
Конечно, согласно данным РСПП, «естественная убыль» несколько компенсируется появлением новых отчитывающихся компаний, все больше с государственным участием. И хотя эти новые компании, действительно, представляют значительные секторы экономики, нефинансовая отчетность в России, безусловно, потеряла в разнообразии и индивидуальности подходов и практик, что неминуемо обедняет общий пейзаж.
Тем не менее – о цифрах, которые дают представление о масштабах явления.
Обзор нефинансовой отчетности РСПП рисует в целом оптимистическую картину: процент крупнейших компаний России, выпускающих нефинансовые отчеты, сопоставим с общемировыми тенденциями, хотя и несколько отстает от них.
Процент компаний, выпускающих нефинансовые отчеты
Из 100 крупнейших национальных компаний:
Латинская Америка – 76%, Европа – 73%,
Азиатско-Тихоокеанский регион – 71%.
Среди 250 крупнейших компаний в мире (G250) — 93%.
В России:
Из 100 крупнейших по капитализации компаний – 40% (по другим оценкам, выше 50%).
В абсолютных цифрах имеем: менее 100 компаний ежегодно выпускают нефинансовые отчеты. Можно, конечно, говорить о том, что мы позже начали и вообще нам, как обычно, трудно. Однако Китай начал еще позже, но опередил по количеству отчетов уже на порядок. Истинная причина, видимо, все-таки в другом.
В чем причина?
Нефинансовая отчетность – лишь одно из зеркал, отражающих подвижки в экономическом укладе и системе общественных отношений. Не всегда идеально чистых зеркал, но тем не менее отражающих.
Устойчивое развитие (общества, не компаний!) – цель высокого уровня, озвученная международными институтами почти полвека назад. Многие поставленные задачи казались тогда фантастическими и надуманными, однако полувековая история неумолимо доказывала их актуальность. Принятие или непринятие этих целей и задач на уровне государства, частного бизнеса и общества, на мой взгляд, является ключевым фактором, влияющим (на одном из низших уровней) на нефинансовую отчетность. Чтобы часто задаваемый вопрос: «А кому это нужно?» — имел ответ, необходимо, чтобы:
- государство умело изменяться,
- бизнес освоил искусство конструктивной адаптации,
- общество сохраняло инстинкт самосохранения.
Слабость этих навыков приводит к слабости соответствующих процессов. Сегодня во многих странах в разных регионах происходят изменения, продиктованные задачами устойчивого развития: вводятся новые законодательные нормы, стандарты, правила общественной жизни, что объективно повышает ценность и востребованность нефинансовых отчетов. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что круг реально заинтересованных сторон и в мире относительно невелик. В России же пока ничего похожего не наблюдается: нефинансовым отчетам позволено быть, но не более того. Поэтому не так много тех, кто продолжает поддерживать в России процесс нефинансовой отчетности, понимая, что это один из элементов цивилизационной культуры и прогресса.
Чего достигли?
За прошедшие годы российские компании прошли путь от буклетов про благотворительность до документов, сопоставимых по структуре и содержанию с международной практикой.
Компании ведут речь об объективно важных темах: рассказывают про свои экономические и производственные достижения, про продукты и услуги, про политику в отношении персонала, про экологические программы и социальные инвестиции и благотворительность.
Положительным результатом можно считать единое представление о том, какие разделы должен содержать отчет, если компания претендует на полноту раскрытия информации. Ориентация на Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) и Социальную хартию российского бизнеса РСПП, а также процедура общественного заверения отчетов Центра нефинансовой отчетности и корпоративной ответственности РСПП сыграли позитивную роль. Можно с большой долей уверенности говорить сегодня о том, что если компания публикует отчет в ином формате, то она это делает сознательно, а не по незнанию.
Глобальные компании, работающие в потребительском секторе в России — «Нестле», «Бритиш Американ Тобакко», «Мон’делис Рус» — выпускают небольшие, удобные для быстрого чтения отчеты. Они содержат информацию, которую компании считают наиболее важной для потребителей: как обеспечивается безопасность и качество продукции, как организован производственный процесс, что такое здоровое питание, какие благотворительные проекты они осуществляют.
Вторым достижением можно назвать более ответственный подход к раскрытию показателей. Показатели – основа отчетности. Они свидетельствуют о наличии соответствующих управленческих процессов, помогают читателям понять серьезность аналитики, предоставленной компанией, или провести собственный анализ. Если в нулевых годах компании обходились с показателями довольно творчески, часто выдавая одно за другое, то сегодня победители конкурсов нефинансовых отчетов
- раскрывают показатели минимум за три года,
- сопровождают показатели методикой их расчета,
- дают пояснения по изменению динамики,
- приводят сравнения с лучшими практиками.
Позитивный вклад в этот результат внесли в том числе аудиторские компании: аудит отчетов помог выстроить процессы сбора и анализа данных.
Свою роль в развитии нефинансовой отчетности в России сыграли, очевидно, и немногочисленные публичные конкурсы отчетов, способствующие формированию стандартов представления информации о бизнесе и отражающие основные тенденции в сфере дизайна и структуры отчетности. Это, например, ежегодный конкурс годовых отчетов, который уже 18 лет проводят Московская биржа ММВБ-РТС и медиагруппа «РЦБ», и открытые региональные конкурсы в Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае… Стимулируют развитие отчетности также крупные конкурсы, поощряющие ответственные деловые практики в целом, такие как Всероссийский конкурс «Лучшие российские предприятия. Динамика, эффективность, ответственность» РСПП.
К достижениям можно отнести и пока еще сохраняющееся стремление компаний к выражению своей индивидуальности – не в дизайне отчета или модных технологиях, а в том, как они говорят о себе и насколько отчетливо видят своего читателя.
Компания «Еврохим» по-прежнему пишет отчет от первого лица. На фоне 99% отчетов, в которых компании говорят о себе в третьем лице, такой отчет, безусловно, обращает на себя внимание и заставляет чуть более внимательно относиться к его содержанию. Положительное впечатление оставляет и удобный, простой для восприятия, язык отчета, благодаря чему легко воспринимается больший объем информации.
«Лукойл» все вопросы, имеющие отношение к устойчивому развитию, выносит в концентрированной форме в первую часть отчета (около 60 страниц). Для большинства читателей этой информации более чем достаточно для того, чтобы понять результативность компании. Более подробная информация, разнесенная по регионам, составляет вторую, более длинную часть отчета.
Что изменилось?
Основной тренд – усложнение отчетов.
Они и раньше содержали немало данных, требующих определенного уровня профессиональных знаний или хорошей информированности по большому спектру вопросов. С появлением в 2013-2014 годах идеи интегрированной отчетности и новой версии Руководства GRI (G4) внутренняя сложность нефинансовых отчетов должна кратно возрасти. Пока это не очень заметно, поскольку обе платформы требуют значительной работы со стороны компаний, чтобы достичь полного соответствия новым требованиям. Подавляющее большинство компаний заявили, что они или уже перешли или переходят на G4 или интегрированный отчет, а значит в ближайшем будущем мы сможем наблюдать, насколько хорошо они справятся с этим вызовом.
Отчет о корпоративной социальной ответственности ГМК «Норильский никель» за 2014 год подготовлен в соответствии с G4, включая Отраслевое приложение для горнодобывающих и металлургических предприятий. Отчет стал призером XVIII ежегодного конкурса годовых отчетов в специальной номинации РСПП «Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию» и победил в номинации «Лучший социальный годовой отчет за 2014 год» на IX Конкурсе корпоративных сайтов и годовых отчетов в Санкт-Петербурге. Кроме того, отчет «Норникеля» признан лучшим среди российских участников конкурса Vision Awards LACP 2014/2015 и занял восьмое место в ТОР-50 публичных нефинансовых отчетов мира.
Закономерным последствием усложнения отчетов будет сужение аудитории, проявляющей интерес к таким документам. Можно с уверенностью говорить о том, что эта аудитория будет находиться в основном в интернете, что ее запросы будут избирательными, а реакция на представленную информацию, скорее всего, будет иметь материальные и вполне финансовые последствия для компаний.
А вот сохранят ли диалог с компаниями широкие массы «простых людей», это вопрос. Сегодня в России не наблюдается отчетливого запроса на нефинансовую информацию со стороны общества. В отсутствии обратной связи от потенциальных читателей компании начинают ориентироваться преимущественно на «стандарты» отчетности и теряют интерес к тем «заинтересованным сторонам», которые никак своей заинтересованности не проявляют.
О чем теперь сообщают отчеты?
Основной тренд — заметное изменение в раскрытии тем, представленных на страницах отчетов.
Сегодня гораздо больший объем в отчете стали занимать информационные блоки, посвященные системам управления: описания внутренних документов, организационных структур, систем управления рисками и корпоративного управления. Объем такого рода информации может достигать до 50% отчета!
В отчете «Уралкалий» в хорошей аналитической манере представляет приоритеты устойчивого развития в соотнесении с рисками и заинтересованными сторонами. Вся информация занимает две страницы. Для читателей, не интересующихся такими вопросами, не составит труда просто перелистнуть их. Для специалистов же это удобный формат, позволяющий найти все в одном месте.
Управленческая информация, безусловно, важна, но если читатель не аудитор, не эксперт и не акционер, вряд ли она его горячо заинтересует. Неспециалистам проще воспринимать обработанную информацию: например, как наличие выстроенных управленческих процессов влияет на конечные результаты, каких позитивных для общества подвижек удается достигать компаниям, заявляющим о зрелости своих управленческих процессов.
Компания «Сахалин энерджи» не только приводит показатели, характеризующие воздействие на окружающую среду (в том числе не требуемые платформами отчетности), но и комментирует динамику их изменения в лаконичной, но достаточной для понимания форме.
Еще до 10% объема отчетов посвящено, как правило, темам, по которым компаниям нечего сказать по существу, но, подчиняясь требованиям «стандарта» отчетности, они их отражают. Раньше такими темами были изменение климата, уважение и продвижение прав человека. Теперь появилась необходимость предоставлять сведения о цепочке поставок, антикоррупционной деятельности. Сказать, что формальные сведения, публикуемые на эти темы, совсем не представляют интереса, было бы неправильно. Однако если бы за информацией общего характера стояла еще и реальная деятельность с результатами, эти 10% превратились бы из формальной отписки в значимый информационный блок.
Компания «Алроса» представила в отчете не только информацию о наличии антикоррупционной политики и процедур надзора со стороны руководства, но и опубликовала таблицу со сводными результатами, показывающую количество принятых мер, уволенных сотрудников и другие показатели.
Длинный список показателей, требуемый G4, часто располагают в конце отчета отдельным блоком – это еще 15-20% объема отчета. Это очень насыщенная цифрами информация, редко сопровождаемая аналитикой. Почему-то за прошедшие годы утвердилась практика публикации «голых» цифр, без комментариев. Но ведь цифры – не самоцель отчетности. Показатели затем и нужны, чтобы использовать их в качестве доказательной базы, аргументов для самооценки, которую компании должны представить в отчете. Тем не менее публикация показателей в отдельном блоке вполне рациональна – заинтересованных потребителей не так много. И они говорят, что качество отражаемых данных серьезно возросло.
Компания «Норильский никель» поместила основные показатели, которые часто ищут читатели отчетов, в начале документа в удобном визуализированном формате. Еще одна удачная находка — визуализация планов по переконфигурации производства. В отчете найдено хорошее соотношение графической и текстовой информации – за счет этого он легко читается.
В итоге лишь около трети отчета оказывается посвящено тем вопросам, которые, как правило, и интересуют широкий круг читателей: что, собственно, сделано за отчетный период, к каким выводам пришла компания, получив такие результаты, как намерена с ними работать дальше.
Раньше на эти вопросы частично отвечали разнообразные кейсы. Конечно, все благостные, все как один — с благополучным результатом, но они делали отчет удобным для восприятия, удачно разбавляя «скучные» темы. Сегодня принято считать, что кейсы неэффективны. Никакой замены пока не появилось. Более того, стремление к лаконичности, к нормальному объему отчета, приводит к тому, что «человеческой» информации в нем становится еще меньше. Читателей в лучшем случае отсылают к другим источникам, на которых они с большой долей вероятности и «осядут», не возвращаясь более к отчету.
Компания «Росэнергоатом» лаконично, но содержательно представила свой вклад в развитие территорий присутствия, показав как общий результат, так и конкретные проекты всего на двух страницах.
При этом следует заметить, что сегодня лучшие в нефинансовой отчетности компании практически невозможно упрекнуть в том, что они намеренно и категорически не раскрывают каких-либо данных. Эти данные могут иметь разный формат, не обязательно соответствовать «стандартам» отчетности, но информация доступна внешней аудитории.
В отчете «Уралкалий» представлена информация об аварии на руднике «Соликамск-2», сопровождаемая даже картинкой с изображением окрестностей, не говоря уже о предпринятых мерах и результатах расследования.
И все-таки – кому это нужно?
В заключение вернемся к вопросу о востребованности нефинансовой информации, ее значимости для общества.
Объективные изменения экономики и социума происходят в глобальном масштабе, и в стороне от них не останется ни одна страна. Нефинансовые отчеты – один из инструментов, позволяющих поговорить об этом. Но диалог не могут вести только компании сокращающегося частного сектора в одиночку. Как только появятся реальные задачи устойчивого развития, осознаваемые в обществе, и собеседники, способные говорить на одном языке, нефинансовые отчеты займут подобающее место в общественном дискурсе.