Впервые конкурс стартовал в феврале 2014 года, в 2015 он продолжился. Основной задачей проектных команд-победителей Всероссийского конкурса проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» были сплочение и активизация местных сообществ в малых городах и селах с целью развития своих поселений. За два года существования конкурса фондом было поддержано 242 инициативы, которые дали развитие многим российским регионам средствами культуры.
В 2015 году в «Культурной мозаике» приняли участие команды из восьми федеральных округов. Общее количество участников конкурса в 2015 году составило 130 тыс. человек, из них около 61 тыс. человек или 47% вовлеченных – дети и подростки, а около 69 тыс. человек – взрослые.
Организаторы конкурса уверены, что в долгосрочной перспективе эти команды смогут на своей основе сформировать «центры притяжения» социокультурной активности для долгосрочного развития своей локальной территории, поэтому слоган конкурса — «Люди, меняющие мир вокруг себя».
От сочувствия к гордости
«В последнее время культура по праву стала рассматриваться как важнейший ресурс развития территорий. Однако без стремления самих жителей малых городов и сел менять жизнь вокруг себя все вложения в культуру могут не привести к желаемым долгосрочным результатам. Именно местные сообщества являются основной силой позитивных изменений в малых городах и селах. Только с их участием можно запустить процессы перехода от выживания к развитию территорий», — уверена руководитель программы «Культура» Фонда Тимченко Елена Коновалова.
«Нам нравится путешествовать по небольшим деревушкам в Европе, а свои такие же красивые и самобытные места мы стараемся объезжать».
Она подчеркивает, что такой процесс требует усиления роли, которую местные сообщества играют в жизни своих поселений. Эксперт уверена, что сейчас необходимо не только стимулирование участия жителей в различных проектах и инициативах, направленных на преобразования средствами культуры, но и повышение интереса СМИ к данной теме.
«Жизнь в российской провинции — это очень важная для нас тема, и нам надо научиться говорить о ней не с позиции жалости, а с позиции гордости. Гордости за наши уютные небольшие городки, живописные деревушки, которые привлекают нас не только своими своим особым укладом жизни, традициями, но и интересными событиями, красочными фестивалями, — считает Коновалова. — Сейчас благоприятное время для развития внутреннего туризма, и важно чтобы СМИ «вкусно» и интересно подавали эту тему, так чтобы хотелось поехать не по европейским деревушкам, а познакомится поближе со своими не менее красивыми и самобытными малыми территориями», — подчеркивает эксперт.
Агроусадьба как вид сельского туризма
В Голышмановском районе Тюменской области для работы с детско-юношеской аудиторией был создан Центр поддержки гражданских инициатив «Со-дружество».
«На территории района уже третий год проходят конкурсы молодежных и социальных проектов. И у людей всегда есть вопросы о том, например, как поднять людей, как их «разбудить». Мы проводили семинары и обучающие занятия, но поняли, что у людей должно быть место, куда они могут прийти и получить информацию независимо от того, закончился ли срок прием заявок на конкурс. И мы создали центр поддержки гражданских инициатив «Со-дружество», — рассказала создатель организации , заместитель директора Центра физкультурно-оздоровительной работы и молодежной политики Ольга Бадрызлова.
Местные жители заинтересованы в развитии сельского туризма, поэтому в Тюменской области набирает популярность создание агроусадеб и личных подворьев. На данный момент создано семь агроусадеб. Они посвящены русской кухне, чувашской кухне, казахской кухне, животным (мини-зоопарк в агроусадьбе «Живчик»), сказкам (усадьба «В гостях у сказки»), меду и садоводчеству и огородничеству.
«Если в первый год жители продали продукции на 25 тысяч, то в этом году у них выручка уже 60 тысяч. Начинали, конечно, с маленьких цен – пирожок по 3 рубля…»
Например, посетители агроусадьбы «У Михалыча» могут посетить медовую лавку, послушать лекцию о жизни пчел и истории пчеловодства, узнать интересные факты о работе пасечника, а также принять участие в викторине и мастер-классе по приготовлению маски для лица. Посетители агроусадьбы могут приезжать с детьми, для которых подготовлена специальная программа.
Бадрызлова уверена, что создание агроусадеб может помочь остановить процесс оставления сёл их жителями.
«Почему люди уезжают из села? Им не на что жить. Мы же хотим сделать так, чтобы они могли продавать свою продукцию, хотим возродить народные промыслы, традиции, игры и помочь селу, — отмечает создатель «Со-дружества». — Если в первый год жители продали продукции на 25 тысяч, то в этом году у них выручка уже 60 тысяч. Начинали, конечно, с маленьких цен – пирожок по 3 рубля, сейчас цена дошла уже хотя бы до 10 рублей, а посещение агроусадьбы, например, стоит 30 рублей, что тоже отнюдь не много», — говорит Бадрызлова.
Новости о создании агроусадеб распространяются не только среди тех, кто участвует в проекте, но и среди других жителей, которые становятся соучастниками. В этом направлении преимущественно заняты люди старшего поколения.
«Мы решили привлечь неработающих пенсионеров, у которых есть возможность принимать туристов. Сначала мы взяли не тип агроусадьбы с проживанием, а агроусадьбу экскурсионного направления, но сейчас создатели уже почувствовали, что могут на этом немного заработать на жизнь, и одна усадьба уже готова принять туристов с проживанием», — рассказывает Бадрызлова.
Гастрономический туризм
Жители станицы Азовской Краснодарского края решили познакомить жителей Северского района с многообразием локальных кулинарных традиций и привлечь туристов в район с помощью праздника народной еды «Вэсэлые шкваркы».
«планируем кормить всех вкусно, натурально, душевно»
Впервые фестиваль состоялся в октябре 2015 года. В программе праздника были представлены грузинская, осетинская, карачаево-черкесская, русская, кубанская и армянская кухни. Гости фестиваля смогли принять участие в дегустации домашних блюд, послушать исполнение народных песен, посетить выставку ручных работ кубанских мастеров, а также принять участие в конкурсах и выиграть призы.
По замыслу авторов, праздник станет ежегодным фестивалем и будет содействовать активизации культурного обмена между жителями станицы Азовская Северского района и другими регионами России.
Автор проекта Светлана Копылова рассчитывает, что в дальнейшем праздник станет самоокупаемым и независимым от грантов, а местные жители будут активно вовлечены в процесс подготовки и проведения праздника, что благоприятно скажется на развитии территории.
«Мы планируем кормить всех вкусно, натурально, душевно и надеемся, что фестиваль «Вэсэлые шкваркы» станет ежегодным событием. В этом году мы ждем около тысячи гостей, а на следующий уже не меньше полторы тысячи», — говорит Копылова.
В 2016 году Фонд Тимченко издал брошюру, рассказывающую о проектах-победителях 2015 года. Вскоре заработает официальный сайт конкурса, где в оперативном режиме будут представлены текущие новости проекта, информация о победителях, полезная информация для людей, готовых менять мир вокруг себя и думающих о запуске собственного проекта, а также, возможно, маршруты для туристов, составленные на основе проектов-победителей конкурса.
С полным списком победителей 2015 года можно ознакомиться здесь.
Фото: пресс-служба Фонда Елены и Геннадия Тимченко, vk.com/proselo_kuban