Фильм был создан в 2015 году, уже весной 2016-го представлял Россию на 38-м Московском международном кинофестивале, а в ноябре стал обладателем приза зрительских симпатий Международного кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Агентство социальной информации побеседовало с режиссером и попыталось узнать, в чем же секрет успеха фильма.
Не каждый режиссер возьмется за создание картины о герое с инвалидностью. Почему вы решили снять фильм о человеке с аутизмом?
Мне кажется, что все режиссеры, драматурги постоянно находятся в поисках идей. Это абсолютно нормальное для нас состояние: мы пытаемся следить за реальностью, которая нас окружает, и за людьми, которые появляются вокруг нас, слышать и слушать их истории. Если некоторые люди абстрагируются от того, что им рассказывают другие, то мы, наоборот, превращаемся в одно большое ухо, для того чтобы нащупать то, чего раньше не было на экранах, и через эту тему отразить мир.
Когда я узнала, что есть люди, которые живут с расстройствами аутистического спектра, меня поразило, что внешне они кажутся недееспособными, не приспособленными к жизни в социуме, а в головах у них тем временем происходит какой-то невероятный космос. Я подумала, что эта тема очень интересная и мне близка, ведь творческих людей тоже не всегда понимают и принимают — у нас внутри тоже вселенная, которую сложно объяснить. Я поняла, что это наше сходство, и герой, который будет аутистом, мне очень интересен.
Фильм «Каждый 88» завоевывает симпатии зрителей в том числе за счет интересного сюжета и диалогов, которые вызывают смех и улыбку. Сценарий вы писали сами?
Я очень долго не могла подступиться к этой теме, но в конце концов объявила конкурс на сценарий. Мне прислали примерно 50 идей, но ни одна из них мне не понравилась. Честно говоря, это было что-то странное и совершенно несуразное, в том числе и истории о том, как аутист вылечивался в конце фильма. То есть люди даже поленились нормально почитать об аутизме. Мне кажется, что с таким отношением нужно уходить из профессии.
В итоге начала думать сама, но все-таки режиссер и сценарист — это две разные профессии. Я режиссер, которому иногда приходится быть сценаристом. Я придумала идею фильма: мой герой еще не человек с аутизмом, а душа, которой достанется такая участь. Такого я еще нигде не встречала.
Для завершения идеи я нашла сценариста, который прописал диалоги. Я его очень люблю и ценю как профессионала. Андрей Петров — КВНщик и относится, как и я, к жизни с юмором, что очень важно, ведь любую тему можно воспринимать без трагедии.
Вы говорили, что каждый фильм – это автопортрет режиссера. Что в этом фильме — вы?
Всё я. Например, то, как я вижу советского солдата. Это же абсолютное клише, но я так вижу советских людей в силу своего возраста. Или, например, бабка-судьба – это же кассирша, которую я вижу каждый день с ее «следующий, чего стоим».
В этом вся я, поэтому в конце герой у меня успешен. Мне не нравится, когда история закачивается не ярко, а как-то средненько. У меня яркая жизнь, я люблю ярких людей, и герой у меня тоже яркий человек.
Сначала главный герой – это душа, а потом уже живой человек. У этого героя, который уже переродился и живет с аутизмом, есть прототип?
Это собирательный образ: в конце фильма в титрах указаны знаменитые люди с аутизмом , которые также достигли успеха, как и мой герой. Работая над фильмом, я хотела показать персонажа, который стал человеком с уникальными способностями благодаря своим особенностям. Меня вдохновляют такие люди, ведь они борются со своей физиологией, усердно работают и достигают порой гораздо большего успеха, чем люди, которые не имеют проблем со здоровьем.
Финал с триумфом героя тоже сделан специально, чтобы люди, которые никогда не слышали, что такое аутизм, не воспринимали это как несчастье, а, возможно, потом задумались, сталкиваясь с аутистами: «А что там внутри?».
Тогда почему, если все весьма не плохо, билет на новую жизнь у героя все-таки черный?
Мне просто нужно было его сделать каким-то особенным. Если бы он был, например, синим, он бы не напугал главного героя. Синий – это вроде «ну и ладно», а черный цвет ассоциируется с чем-то плохим. Билет Глеба черный, потому что его ждет нелегкая судьба: ему, бывшему бравому солдату, предстоит родиться с инвалидностью.
Трудно было найти человека на роль героя с аутизмом?
Не поверите, но очень легко. Дима Ендальцев, сыгравший главного героя Глеба, был просто счастлив, когда я ему предложила сыграть аутиста. Сказал, что наконец сыграет что-то интересное.
С мальчиком, сыгравшим героя в детстве, тоже не возникло никаких проблем. Леша Андрианов – обычный мальчик, без аутизма, ощутил, что такое — быть особенным. Мне кажется, что он много вынес для себя после съемок.
Вас саму изменила работа над «Каждый 88»?
С каждым фильмом немного меняешься. Пока пишешь сценарий, пишешь раскадровки, пока снимаешь и монтируешь, находишься в этой теме. Я жила темой аутизма восемь месяцев и до сих пор это все продолжаю на показах фильма. Как после такого погружения можно быть прежней? Все кардинально поменялось. Я никогда, как мне кажется, не была плохим человеком, но теперь мои моральные ценности еще сильнее укрепились.
Какой судьбы вы хотели бы для своей картины?
Я надеюсь, что фильм посмотрит случайно и неслучайно очень много людей. Мне нравится, реагируют на показы картины школьники — нас сейчас много приглашают в школы. Вначале дети приходят с грустным видом, потому что заставили прийти, потом они с настороженностью смотрят на девушку режиссера, которая вроде не очень уж далеко ушла от них по возрасту, а после просмотра они начинают задавать очень умные вопросы.
У ребят нет ощущения, что им показали фильм про ущербного человека. Они понимают, что он какой-то другой, но не делают поспешных выводов. Когда я спрашиваю, готовы ли они учиться в классе с похожим человеком, они задумываются. По-моему, это очень здорово.
То есть им не все становится понятно о людях с аутизмом после просмотра фильма?
Да, но в этом и была задумка. «Каждый 88» — это полностью художественный фильм, с помощью которого я хотела начать волну распространения информации об аутизме. Каждый раз, когда дети или взрослые после просмотра заходят в интернет и начинают искать, что такое аутизм и как людям с аутизмом можно помочь, цель достигнута.
Я снимала этот фильм совместно с благотворительным фондом «Повышенная потребность». Его создали друзья моей семьи, которые растят дочку с аутизмом. Фонд помогает детям с аутизмом и их родителям, организуют занятия с педагогами и воспитателями – в общем, делают большое дело. И если кто-то, «загуглив» информацию об аутизме после фильма, прочтет о фонде и решит помогать этим людям, будет замечательно.
А насколько глубоко вы сами погрузились в изучение расстройств аутистического спектра?
Настолько, насколько может окунуться человек, который наблюдает за человеком с аутизмом со стороны. Ведь если у тебя нет такого человека в семье, ты все равно не сможешь понять всю суть до конца.
У меня, например, есть друзья – клуб молодых людей с инвалидностью «Грани», они ставят спектакли, в которых играют в том числе ребята с аутизмом. Они очень классные.
Многие отмечают, что люди с инвалидностью сильно изменились за последние несколько лет. А изменилось ли документальное кино о них?
Мне кажется, что раньше у людей с инвалидностью было мало надежды на хорошую жизнь, поэтому и фильмы тоже были такими: тяжелыми и со слезой. А сейчас, посмотрите, что творится (интервью было взято на фестивале «Кино без барьеров». — Прим. ред.): в людях, которые представляют свои фильмы или пришли на них посмотреть, столько энергии, что им позавидуют ребята без физических или ментальных особенностей. И фильмы вместе с ними стали светлей.
Я сама не сильно люблю документальное кино: там показана тяжелая жизнь, а сколько можно смотреть на чужую сложную жизнь? Обычно на двадцатой минуте ты уже засыпаешь или думаешь о чем-то своем, а сейчас все по-другому. Режиссеры стараются сделать очень много хорошего рабочего материала, а потом показать самый сок, как говорится, самое интересное, в том числе и из жизни людей с инвалидностью.
Прежние документальные фильмы нельзя было показывать школьникам, потому что они бы погрузились в депрессию или абстрагировались, а теперь это нужно делать, чтобы мотивировать детей.
После выхода «Каждый 88» прошел флешмоб, в рамках которого звезды и другие пользователи соцсетей рассказывали, почему этот фильм должен посмотреть каждый. Ваше мнение, почему? К чему фильм мотивирует детей и взрослых?
Фильм «Каждый 88» должен посмотреть каждый, потому что каждый должен найти для себя ответ на вопрос: решился бы он жить с таким билетом, не струсил бы?
Этот фильм еще и о том, что есть такие люди, которые хорошо понимают людей с особенностями развития и встают на их сторону, как, например, главный герой Глеб, заступившийся за инвалида, еще будучи душой.
Я тоже, когда вижу какую-то несправедливость, не могу остаться в стороне — подхожу и исправляю ее. Если в метро я вижу, что какая-то бабушка стоит с сумками, а парень напротив не встает, я запросто могу подойти и сказать: «молодой человек, уступите место».
Пока я сама неравнодушна — начинать ведь все равно нужно с себя — пока есть другие люди, которым тоже не все равно, все будет хорошо. Мне кажется, это так.