Оно позволяет исследовать и записывать целый комплекс показателей в тундре, и обращение с ним понятно даже детям. Проект придумала Людмила Александрова, по профессии учитель географии и биологии, сейчас — муниципальный чиновник из Печенгского района.
Материал об экологическом лагере продолжает цикл «Город возможностей» — материалы Агентства социальной информации о том, как живет социальный бизнес в российском Заполярье.
Экологический лагерь начал свою работу девять лет назад на базе школы № 11 поселка Раякоски. «Школа очень необычная — это норвежская постройка, уютная и комфортная», — рассказывает Александрова Агентству социальной информации.
Изначально детей отправлял с питанием и проживанием районный отдел образования, он же частично оплачивал работу сотрудников заповедника «Пасвик», которые проводят занятия со школьниками. По словам Александровой, очереди из желающих поехать не было. В 2014 году она решила, что у детей должны быть самые современные мобильные метеостанции и лаборатории, и написала грантовую заявку в благотворительную программу компании «Норникель», дочернее предприятие которой работает в райцентре Заполярном. Проект эколагеря победил в номинации «Полюс Севера» конкурса социальных проектов программы «Мир новых возможностей». На его реализацию компания выделила 1 млн 250 тыс. рублей.
Отдых для детей из Мурманской области по-прежнему организуют на территории заповедника «Пасвик», считающегося одним из самых чистых заповедников Европы. В лагере совмещаются отдых, эковоспитание школьников и побуждение их к творчеству. Но теперь от желающих нет отбоя:
«Все уже знают о содержании его работы, о профиле лагеря, о том, что можно получить в лагере. И хотя количество мест ограничено, мы стараемся брать всех, кто просится, кто едет туда именно за знаниями, а не просто отдохнуть».
За время смены (летом — 21 день) школьники знакомятся с работой заповедника «Пасвик», помогают сотрудникам проводить исследования и ведут собственные наблюдения, в том числе проводят лабораторные анализы проб воды и почвы, регистрируют следы зверей и птиц на снегу, ведут метеонаблюдения, ходят в походы, учатся ориентироваться на местности, высаживают деревья и кустарники, фотографируют, рисуют, участвуют в экологических квестах, в игровой форме осваивают новые профессии — метеоролога, гидролога, фенолога и пр. Также для школьников предусмотрены игры и викторины экологической направленности, встречи с экологами и научными сотрудниками Кольского Заполярья.
На грант в лагерь и купили уникальное оборудование – переносные ранцевые лаборатории для исследования почв и воды в полевых условиях, которые позволяют показать качество воды и экологического состояния почвенных покровов; мини-метеостанции с термометром, мензуркой для сбора дождевой воды и снега, карточками, с условными обозначениями погоды, металлическим зеркалом, компасом с фиксированной стрелкой, психометрическим и уличным барометром, прибором для измерения силы ветра и его направлении; бинокли для наблюдения за растениями; лупы большого увеличения со специальной подсветкой и многое другое.
«В каждую смену в лагерь приезжают 25 школьников. «Стараемся приглашать детей из всех десяти школ Печенгского района, хотя бы по одному-два школьника, но к нам приезжают и из Мурманска, и из Мончегорска. Мы живем в условиях Крайнего Севера, да еще и имеем металлургическое градообразующее предприятие, и понимаем, что экологическая обстановка и природные условия не способствуют поддержанию здоровья на должном уровне, — поясняет Александрова. — Поселок Раякоски, где мы проводим смены, находится в приграничной зоне, на стыке трех границ – Финляндии, Норвегии и России, в экологически чистом месте – в заповедной зоне, и природа здесь прекрасная. Это очень комфортно и полезно для детей».
В 2015 году участники экологического лагеря помогали работникам заповедника в подготовке книги «Изучение и сохранение природы в общем приграничном регионе Пасвик-Инари», изданной в проекте «Трехстороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды в приграничном регионе». В двуязычный научно-популярный сборник вошло девять работ школьников — научные статьи, рисунки и даже стихи:
«Встречались мы с ученым человеком,
На комара смотрели в микроскоп.
Узнали мы, что Паз – река всем рекам!
А в Фенноскандии не счесть туристских троп.
На острове Варлама ходили очень долго,
Ходили по дорожкам, ходили по мосткам.
На вышку залезали, похожую на елку.
И видели мы много, красивых видов там!
В походе нам понравилась еда,
Пожарили еее мы на костре.
И солнце нам светило, как всегда.
Природу познавали мы в игре”.
(Роман Рахимов)
Участники лагеря должны были за 10 дней подготовить короткие отчеты-презентации, которые легли в основу их небольших научных эссе. Все они были собраны во второй главе сборника «Проба пера» или наука глазами детей”.
“На наш взгляд, чтобы быть ученым, прежде всего необходимо любить природу, заниматься исследованиями и быть увлеченным своим делом. Нужно уметь ориентироваться на местности, плавать, управлять транспортом (лошадь, лодка, автомобиль и др.), ставить палатку в походе, работать с картой и компасом и т.д., быть внимательным, осторожным, спокойным и наблюдательным. Быть ученым довольно интересно, но в то же время это серьезно, важно и ответственно” (Александра Бубнова и Полина Никитина, 7 класс школы №9 поселка Заполярного).
«Некоторые наши школьники добились больших успехов. Михаил Кротов – у него мама работает в заповеднике — несколько раз побеждал в конкурсах по исследовательским работам, в частности писал работу об организации музея под открытым небом на острове Варлаама. С этим проектом он стал победителем на региональном уровне, получил в Москве малую научную медаль», — рассказывает Людмила Александрова.
В 2017 году в летней смене приняли участие 26 школьников. Она длилась две недели, и большая часть работы была посвящена Году экологии в России. В программу вошли теоретический курс «Введение в экологию», практические занятия по обустройству тропы для фенологических наблюдений, регистрации наблюдений на тропе, ландшафтному дизайну. По итогам смены школьники создали иллюстрации к стихам мурманского поэта Вячеслава Данченко о животных, входящих в сборник «Зоология для ботаников». Презентация сборника состоялась на закрытии смены. Прошла также выставка фотографий и рисунков, компьютерных презентаций, поделок, аппликаций.
«Лично мне как учителю географии и биологии огромное удовольствие доставляет заниматься дополнительно с детьми, тем более на природе. Вести наблюдения, видеть, что у них получается, обсуждать это, анализировать. Мы же в течение 24 часов все время вместе с детьми, и у нас настолько плотный график, что к концу лагерной смены мы становимся друг другу уже родными. Потом мы стараемся отслеживать судьбы наших ребят», — говорит Александрова.
Благодаря грантовой поддержке «Норникеля» удалось провести и одну зимнюю смену — она состоялась в феврале 2015 года в дни дополнительных оздоровительных каникул.
«Зимой мы пока больше не планируем проводить смены, потому что на это, к сожалению, нет средств. Но мы пересмотрели немного свои возможности и сейчас развиваем еще одну форму работы — в разное время года проводим двух-трехдневные экологические экспедиции школьников. Средства нам выделило региональное министерство образования. Но мы хотим вновь подать заявку на конкурс проектов «Норникеля» — на проведение таких экспедиций и продление работы лагеря, чтобы была возможность и пополнить материальную базу, и провести снова зимнюю смену».
И еще Людмила Александрова мечтает о собственном помещении для лагеря. Если бы оно было, то занятия с детьми можно было бы проводить круглый год, организовывать несколько летних смен и по крайней мере одну — зимой.