Новости
Новости
15.11.2024
14.11.2024
18+
Интервью

Советы бывалого: как с помощью краудфандинга собрать в 20 раз больше, чем просишь

Как вместо 80 тыс. рублей собрать больше полутора миллионов, почему люди покупают календари с наличниками и с чего начался виртуальный музей наличников, рассказал Иван Хафизов, рекордсмен российского краудфандинга.

Иван Хафизов. Фото из личного архива

Иван Хафизов, учитель математики по образованию и собиратель по призванию, в 2010 году создал виртуальный музей резных наличников, чтобы популяризировать деревянное зодчество. Спустя несколько лет Иван стал рекордсменом российского краудфандинга: вместо заявленных 80 тыс. рублей собрал больше полутора миллионов. Хафизов рассказал, с чего началось его увлечение наличниками, и дал несколько советов, как сделать успешный краудфандинговый проект.

Что такое наличники и зачем они нужны

Наличники, в первую очередь, – функциональный элемент, защита жилища от сквозняков. При строительстве дома между стеной и оконной рамой возникает зазор, который надо закрыть. Чем? Наличником. Наличник – то все то, что окружает окно с четырех сторон. Его делают из дерева и украшают резьбой. И здесь уже важную роль играет искусность резчика и красота узоров.

На окнах домов русского севера и юга есть ставни. Дело в особенностях климата: на севере несколько месяцев в году длится полярный день, и ставни (их делали даже на втором этаже) помогали людям укрыться от яркого света. На юге России ставни делали для спасения от яркого солнца и жары. На Урале и в Забайкалье ставни защищали от сильных ветров и холодов.

Костромской наличник. Фото: Иван Хафизов

Архитектурные термины пришли к нам из европейской культуры, но наличник – это русское слово, аналогов которому в западной архитектурной традиции нет. Поэтому я стал везде писать русское слово латиницей – nalichniki, чтобы оно укрепилось среди иностранной аудитории как особенное русское понятие. Хотя резные наличники есть не только на территории России, но и там, где было сильно влияние русского языка и культуры: в Белоруссии, Казахстане, на востоке Польши.

Как все начиналось

Это был жаркий день 4 июля 2007 года. Оказавшись в командировке в городе Энгельсе Саратовской области и рано освободившись, я от нечего делать отправился гулять. Едва ли не единственный здешний музей – родившегося тут Льва Кассиля – был закрыт. Поэтому я бродил по городу и от скуки фотографировал все подряд. В кадр попали и цветные ставни на окнах деревянных домов. Потом я задумался: а ведь что-то эти окна объединяет?

Белоснежные палехские наличники. Фото: Иван Хафизов

Через неделю отправился в велопутешествие с друзьями. Маршрут пролегал через Ростов, Мышкин, Борисоглебский, и там мне тоже встретилось много всякого резного-деревянного. Поскольку это была уже Ярославская область, то и наличники были совершенно другие. Даже в городках, расположенных друг от друга на расстоянии 40 километров, традиции деревянного зодчества различались. Еще через две недели я уехал в Чебоксары, и там с удивлением обнаружил третью традицию. Именно разнообразие наличников в разных регионах страны меня и заинтересовало.

Я по своей натуре – коллекционер. Благодаря тяге к собирательству и началась моя история с резными наличниками. Сейчас в моей коллекции больше сотни российских городов и несколько тысяч фотографий уникальных наличников.

Как рождается узор. Ярославский модерн и сибирская резьба

Существуют определенные узоры, характерные для того или иного региона России, однако одни и те же орнаменты могут встречаться и в удаленных друг от друга областях.

Наличники Екатеринбурга. Фото: Иван Хафизов

В Энгельсе, как правило, на ставнях можно обнаружить два небольших прямоугольника, один под другим. В верхней части наличника, в очелье, обычно изображены пришедшие из большой архитектуры канонические волюты (архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре. – Прим. ред.): завитки, спирали. Часто встречаются яркие сочетания цветов: зеленые или желтые наличники на красном фоне.

Для Калужской области, которая сильно пострадала во время войны, характерны белые наличники. Их отличает изящество и тонкость резьбы. Очень интересный район – юго-восток Подмосковья, район Коломны, Егорьевска, Воскресенска. Там наличники массивные, изготовленные из толстой доски.

В Ярославской области наличники довольно легкие, тонкие, кружевные. Порой на очельях встречаются драконы. В области много деревянного модерна – и в наличниках, и в городских постройках в целом. Из тех регионов, где я бывал, Ярославская область – лидер по количеству модерна в архитектуре.

Наличники Кемерова. Фото: Иван Хафизов

В Сибири, например, в Томске и Тюмени, гораздо более самобытная резьба. Томский наличник – это отдельная песня: вытянутый, некрашеный, с растительным орнаментом, выполненный в технике объемной резьбы. В Тюмени преобладает характерная резьба, непохожая на европейскую. Там была популярна так называемая «глухая» (рельефная) резьба, когда узор вырезается стамеской прямо на доске, не насквозь.

Наличники нашего времени

Раньше наличники не были чем-то особенным, их было много, и наши предки не считали резные наличники особенной ценностью. Это сейчас для нас, например, любая тарелка XIX века – произведение искусства. Но для людей того времени это была просто посуда. Тогда был другой подход к вещам, не было такого утилитаризма, хотя к дому и его украшению относились с почтением и особым вниманием. Например, в те времена была проверенная годами толщина бревна для строительства дома – 36 см в диаметре. Сейчас, например, рекомендуемая толщина бревна – 22 см. К дому перестали относиться как к произведению искусства, и сейчас у нас все дома, по сути, одинаковые.

Открытое сердце, яркий жилет

Во время съемки дома я всегда делаю несколько кадров: одно окошко с наличником, дом целиком, интересные детали, резьба крупным планом. На съемку одного дома уходит 5-10 минут.

На съемку надо всегда идти с открытым сердцем и говорить местным жителям, что снимаете для доброго дела, для музея. Люди иногда с опаской спрашивают: «Зачем вы снимаете, сносить будут?» Я смеюсь: «Может, и будут, но я точно не имею к этому отношения».

Иван Хафизов «в полях». Фото из личного архива

Когда я иду на съемки, то иногда специально надеваю яркий светоотражающий жилет, чтобы меня сразу было видно. Однажды жители вызвали полицию, но, пока мы ждали ее приезда, успели познакомиться и разговориться с хозяевами дома. Не дождавшись полиции, разошлись полюбовно.

На законодательном уровне в России съемка домов не запрещена. Разрешение хозяев необходимо только если ты заходишь на частную территорию. При съемке с федеральной земли, к которой относится дорога и до 20 метров в сторону от нее, разрешение  не нужно. В этом плане в России все просто.

Как собрать на свой проект нужную сумму и даже больше. Советы краудфандера-рекордсмена

  • Аудитория. Еще до того как вы определились с целью сбора денег, нужно создавать аудиторию. Не надо думать, что человек зайдет на краудфандинговую площадку и будет искать, кого бы поддержать – нет. Люди сначала хотят поддержать, а потом идут на площадку. Аудиторию должен привлекать сам автор. Писать посты в соцсетях, просить друзей поделиться новостью, писать лично каждому, кому может быть интересен проект.
  • Последовательность действий. Сначала нужно придумать цель, потом акции и вознаграждения, которые будут интересны людям, написать текст, и только потом записывать видео. Знаю многих, кто сначала потратил деньги на запись видео, а потом стал придумывать акции и в результате скорректировал цель. Получается, что надо делать два раза одну и ту же работу. Поэтому запись видео делайте в последнюю очередь, когда определились с целью и вознаграждениями.
  • Цель. Она должна приводить к изменениям и быть предельно понятна людям. За все хорошее, против всего плохого – это не цель. В результате достижения цели должно произойти какое-то изменение, и если оно отзывается в душе человека, то он вложится в проект.
  • Финансовая цель. Она должна быть достижима. Надо просить адекватную сумму, в которую не только ты сам поверишь, но и все остальные. Если у тебя нет опыта сбора 10 тысяч, какой смысл пытаться собрать семьсот? Люди должны поверить, что ты вообще можешь собирать.
  • Сроки. Многие думают, что чем дольше длится краудфандинговый проект, тем лучше. Это не так. Лучше всего поставить срок не больше месяца. За 30 дней все станет понятно: если за это время вы не собрали 80% нужной суммы, то и дальше вряд ли соберете.
  • Акции и вознаграждения. Они должны быть такими, чтобы их было глупо не купить. Совершенно не важно, на что собирать деньги – важно, какими акциями вы привлекаете людей. Однажды я собирал на экспедицию за наличниками по России и предлагал за пожертвование отправить открытку из какого-нибудь города. Это здорово, но, как оказалось, открытку мало кто хочет. Совсем другая история была, когда в качестве бонуса за вклад я предложил календарь. Потому что если ты хочешь календарь, то тебе все равно, на что собирает автор проекта. Надо проанализировать, подумать: чего хотят люди, и предложить им это.
Календарь с наличниками, который придумал Иван Хафизов
  • Благотворительные проекты не обязаны опираться на акции и предметы, которые человек получит взамен. Потому что у человека есть базовая потребность помогать другим, и если проект укладывается в логику помощи, то этим можно воспользоваться.

В конце марта в офисе компании Planeta Иван провел встречу, где поделился опытом сбора средств и подробнее рассказал, с чего начинать.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике