Сохранить социальные связи и окружение
Наш фонд стал одним из инициаторов реформы детских домов, которая реализуется с 2015 года по всей стране. Речь идет о постановлении № 481, которое теперь определяет задачи и функции организаций для детей-сирот.
Ребенок попадает в детский дом не от хорошей жизни: что-то случается тяжелое и трагичное, он теряет семью или в семье мог быть жертвой насилия. К сожалению, детские дома всегда были так устроены, что ребенок, попадая туда, получал в основном не реабилитацию, а новый тяжелый опыт.
Нам казалось очень важным сделать что-то, чтобы прекратить травматизацию детей при попадании под государственную опеку, сделать так, чтобы дети находились в учреждении недолго и возвращались в свою семью, а пока они живут там, не получали новые проблемы. Сейчас задача организаций – быть временным местом до устройства ребенка в семью или к новым родителям. А вторая задача – перестать исключать ребенка из социума, перестать его маргинализировать.
В чем была одна из ключевых проблем детских домов? Ребенок вместе с тем, что терял семью, маму, которая, может с чем-то не справилась, терял и все социальное окружение, привычный мир, в котором жил. Его окружение — это друзья, одноклассники, родственники, другие близкие взрослые: соседи, знакомые, воспитательница в детском саду, учителя. А в детском доме он оказывался в ситуации «за забором», не посещая не только ту школу, в которой учился, но, как это часто бывало раньше в школах-интернатах, вообще какую бы то ни было школу вне учреждения. Жизнь схлопывалась до помещения, двора и забора, ребенок словно исчезал из нашего общего мира.
И чтобы преодолеть такую ситуацию, в постановлении появились важные нововведения.
Во-первых, там теперь есть важный пункт: ребенок должен устраиваться в организацию, расположенную наиболее близко к месту его прежнего проживания, по возможности ходить в свою старую школу, посещать кружки, если он их раньше посещал. К сожалению, этот пункт постановления игнорируется в некоторых регионах, потому что взрослые не понимают, в чем его ценность. Не понимают, как важно сохранить для ребенка хоть какие-то социальные связи, потому что они же будут работать на ребенка в будущем. Тяжело нарабатывать все с нуля. Когда переведен в новое учреждение, далекое от своего места жительства, оторван от всех друзей и родственников, выходишь с этого нового места в пустоту. Ты уже потерял все дружеские связи, установив новые с такими же как ты, с надломленной судьбой. Это нехорошая история, и государство ее для ребенка формирует.
Учиться и жить в разных местах
Сама реформа детских домов, несмотря на то, что очень многое меняет, была таким переходным, отчасти компромиссным вариантом. Нам не удалось сразу добиться того, чтобы ограничили количество детей на один детский дом. Или, что еще важнее, чтобы мы отошли от типов учреждений.
Так исторически сложилось, что детские дома и интернаты формировались, исходя из образовательных потребностей ребенка. Если он маленький, то сначала попадал в дом ребенка: считалось раньше, что у ребенка младшего возраста нет потребностей образовательных, в основном медицинские. В четыре года его распределяли в другое учреждение. Если у ребенка, которого изымали из семьи, были особые образовательные потребности, то его отправляли в соответствующее учреждение. Всего существует, помимо обычных детских домов и школ-интернатов, восемь коррекционных типов интернатов для разных особенностей здоровья. А еще девятый – ДДИ, для тех детей, в которых раньше не видели никакого образовательного потенциала, которые считались необучаемыми и отправлялись в организацию социальной защиты.
В итоге ребенок курсирует по учреждениям, вырастая, или заболевая, или если он не тянет школьную программу.
Кроме того, система школ-интернатов привела к тому, что дети в них полностью изолированы от привычной социальной жизни и разделения на дом и школу. Они постоянно находятся на одной территории, а иногда в одном здании. Учиться и жить ребенок должен в разных местах. Он не должен жить в школе, не должен сидеть с утра до вечера за одним забором, отгороженный от мира.
Так что следующий важный шаг – это требование, чтобы ребенок ходил в обычный детский сад или школу снаружи. И для многих детских домов это сегодня реализованная задача. Есть свои сложности, связанные с тем, что школы не готовили к приему детей-сирот. Или с тем, что нет в бюджете средств на репетиторов ,чтобы детей подтянуть. Но в целом это, конечно, очень позитивный шаг –вперед из клетки.
Не разлучать братьев и сестер
Мы обнаружили во всех регионах, куда ездили, что есть дети, которые разлучены с братьями и сестрами. Это не специально злые люди их разорвали и разлучили друг с другом. Это именно последствия того, что есть разные типы организаций. Младшие попадают в дом ребенка, старшие – в детские дома. Если кто-то болен, а кто-то здоров, кто-то тянет общую программу, а кто-то адаптированную – их разлучат. Это чудовищно для детей, которые итак потеряли семью. Часто они очень близки и это единственная близкая связь, которая у них осталась.
В Удмуртии в доме ребенка мы видели практику, которой нет почти нигде в регионах. В местном доме ребенка — единственном на регион, а это значит, что все младшие дети из любых семей увозятся туда — организуют визиты в гости старших братьев и сестер к малышам.
Сегодня мы выходим с новой инициативой — перестать делить детей между собой и переводить их из организации в организацию. Надо, наконец, привести все организации к единому типу. Чтобы любой ребенок, потерявший семейное проживание, устраивался рядом с домом. Чтобы не разлучали братьев в и сестер.
Ценностные установки
Задача организации для детей-сирот – это не лечение, не образование, а помощь ребенку, пока временно он находится без семьи. В том, чтобы как можно быстрее он мог вернуться домой или найти новую семью. В том, чтобы преодолеть те сложности и дефициты в развитии, которые у него могут быть, в том, чтобы научиться важным по возрасту вещам для будущей социальной адаптации.
Каким должен быть детский дом сегодня? Это как бы мини-квартира внутри организации, в которой создаются условия, по требованию постановления, приближенные к семейным. Чтобы ребенок, когда он оказался вне семьи, как минимум не забывал и не терял навыки, которые ему пригодятся на выходе из учреждения. Поэтому должны быть маленькие группы, постоянные воспитатели, готовка на месте, участие ребенка в труде. А главное – работа на реабилитацию ребенка и помощь его семье или подготовка к устройству в новую.
Организация теперь должна создавать условия для общения ребенка с его родственниками, друзьями, близкими взрослыми, людьми, которых раньше не включали в жизнь ребенка в детском доме.
Вообще, конечно, прежде всего за этим стоят ценностные установки. Важность для ребенка семейного окружения. Важность сохранения семейных связей. Важность его индивидуального личностного развития, ценность его личности, его прав. Если ничего этого не понимать, то постановление можно выполнять формально, теряя главное, и это будет сплошной фикцией. Иногда мы и видим чистый формализм, а иногда – реальное ценностное понимание того, о чем эта реформа.
В Калининградской области, в Зеленоградске, например, есть детский дом , в котором созданы группы, куда родители могут приводить детей с ОВЗ, и таким образом они предотвращают попадание детей к себе же на постоянное проживание, помогая их мамам. А в другом детском доме, в самом Калининграде, один корпус переоборудовали под социальную гостиницу для мам с детьми в трудной жизненной ситуации. Это те элементы, которые очень важны, чтобы менялась не только формальная среда, но и решались задачи по семейному устройству, сохранению ребенка в кровной семье, снижению количества детей, которые находятся в этих учреждениях, и сроков их пребывания. Мы видим, что учреждения начали идти по этому пути.
Стандартная ситуация — это когда дети попадают в учреждение там, где недорабатывают с кровной семьей, поэтому нужно усилить работу в этом направлении. Или, например, дети с тяжелой инвалидностью, и никто в учреждении не верит, что им можно найти семью, и не старается в этом направлении работать. Конечно, очень важно переобучение персонала. И мы проводили семинары во всех организациях, в которые приезжали. Чтобы они понимали, что на самом деле чувствуют дети, пережившие травму, живущие без родителей. Чтобы они умели ухаживать за детьми с инвалидностью, которых с каждым годом все больше в этих организациях.
Я надеюсь, что мы сумеем довести эту реформу до реальных полноценных изменений, чтобы из системы организаций, в которых дети получали новую порцию негативного жизненного опыта, они и правда стали местом помощи и реабилитации – и очень краткосрочным.
Проект «На стороне ребенка: поддержка реформы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» получил грант Президента РФ по направлению «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.