Тренд на импакт-инвестиции — социальные инвестиции с последующей финансовой или другой вещественной выгодой от работы проектов — приходит в Россию. Насколько возможно реализовывать импакт-проекты там, где профит инвестора априори выражается не в деньгах?
Ответ на этот вопрос АСИ ищет в северных городах и поселках, где эффект инвестиций выражен в качестве жизни вокруг.
Куда приводят бизнес-мечты
Супруги Екатерина и Данил Силкины из Заполярного, авторы проекта «Вдох-выдох», открыли соляную пещеру для жителей Печенгского района. Идея проекта возникла у Екатерины, когда один из родственников серьезно заболел. Размышляя, как сделать так, чтобы люди меньше болели, супруги выяснили, что у жителей Севера большая часть всех заболеваний связана с органами дыхания. Возникла идея создать соляную пещеру как место оздоровления и предотвращения болезней.
Силкины прошли обучение на курсе «Социальное предпринимательство», подали заявку на конкурс «Норильского никеля». Эксперты высоко оценили их проект, и супруги стали победителями, получили беспроцентную ссуду от компании, к которой прибавили свой небольшой стартовый капитал.
Средства направили на закупку дорогостоящего оборудования. В ремонте и оснащении семье помогали друзья и земляки: изготавливали мебель, доставляли оборудование и материалы. Для работы с соляной пещерой Силкины прошли необходимое обучение и получили сертификаты.
Сегодня в соляную пещеру приходят и дети, и взрослые – соль помогает справиться с синдромом хронической усталости, стрессом и депрессией. В клиентской базе — более 200 человек. Можно купить абонемент или оплатить разовое посещение. Есть утренние благотворительные часы для особенных детей, в планах – занятия йогой.
Алексей Лупка родился и вырос в Норильске, получил диплом горного инженера, работал на руднике «Скалистый». В бизнес пришел в 2011 году, а в 2014-м создал собственное предприятие – строительную фирму, которая занималась ремонтом коммерческих и муниципальных объектов и обслуживала инженерное оборудование.
Лупка мечтал о собственном туристическом комплексе. Когда в Норильске появились курсы социального предпринимательства, отучился, защитил свой проект и получил ссуду. Он просчитал потребность горожан в загородном отдыхе, провел исследования и анкетирование. Взял в аренду у муниципалитета землю сгоревшей когда-то турбазы «Горизонт» — целых 65 га. Начал с того, что с командой убрал мусор, копившийся еще с 1980-х годов, и высадил саженцев для возрождения сгоревшей вокруг тундры.
Сейчас в многофукнциональном туристическом комплексе «Турбаза «Горизонт» построены коттеджи европейского вида, оборудована баня, возведены беседки, игровые зоны. Появились площадки и маршруты для квадроциклов и снегоходов, оборудуется площадка для стендовой стрельбы.
Успех бизнеса и поддержка «Норникеля» дали Алексею импульс покорять новые вершины – в 2019 году предприниматель подписал соглашение о сотрудничестве с Агентством развития Норильска по формированию и развитию туристско-рекреационного кластера «Арктический». Предприниматель верит, что развитие туризма в Норильске сделает город еще более привлекательным для жизни и путешествий.
«Наши новые социальные программы теперь направлены на то, чтобы побудить членов сообщества, некоммерческие организации, бизнес и простых граждан (жителей городов и сотрудников предприятий) изменить взгляд на свою жизнь, перейти от иждивенческой позиции «мне все должны» к созидательной позиции «я могу». Что означает буквально следующее «я вижу проблему, я предлагаю решения и могу объединить людей в своем сообществе», — говорит АСИ Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норильский никель».
Закрытие как импульс
Наработанный опыт инвестиций в проекты социального воздействия будет использован и при планировании развития поселка Никель, где у компании в ближайшем будущем закроется плавильный цех – градообразующее предприятие. К обсуждению стратегии развития поселка привлечены власти, бизнес, представители общественных организаций – на форсайт-сессии «От моногорода к поливозможностям» в декабре 2019 года уже предложили ряд инициатив.
Компания заявила о готовности поддержать бизнес, работающий для развития территории, например, сервисную экономику, а также создать специальный центр трудоустройства. В нем в режиме «одного окна» сотрудники цеха и члены их семей смогут узнать о наличии вакансий, повысить квалификацию, пройти переобучение.
В декабре 2019 года на базе общественного пространства «Вторая школа» было создано АНО «Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа». Центр станет социкультурным пространством и местом, где будут обсуждать проекты новых видов производств на основе готовых решений, развитие сервисной экономики.
Администрация Мурманской области заявила о запуске в 2020 году бизнес-акселератора «Новые горизонты», где новые предприниматели смогут получить гранты до 1 млн рублей, льготные микрозаймы.
«Развивая территории присутствия, компания вкладывается в «фундамент» – исследования, создание института развития. Мы построили «каркас» нового здания – разработали стратегию развития с определенными направлениями. Теперь в это здание – на каждый его «этаж», в каждую «комнату» – приходят социальный предприниматель, малый и средний бизнес, и достраивают, развивают свои ниши самостоятельно. А компания продолжает помогать «стройматериалами» – вкладывает средства в обучение, консультации, наставничество и нетворкинг», — комментирует Светлана Ивченко.
От благотворительности к импакт-проектам
В 2013 году «Норникель» перешел от традиционных точечных благотворительных пожертвований к практике социальных инвестиций, пересмотрев десятилетиями не изменявшиеся схемы и механизмы поддержки региона. Сегодня у компании единый подход к проектам — как производственным, так и социальным. От вложенных средств теперь ожидают эффективности и измеримой отдачи, в том числе социальной.
Трансформация благотворительных инициатив «Норникеля» в импакт-проекты происходила постепенно. В 2013 году компания впервые провела грантовый конкурс поддержки социальных проектов, и это был революционный шаг для территорий ее присутствия.
В 2014 году компания объявила о старте благотворительной программы «Мир новых возможностей», цель которой — создание благоприятных условий и возможностей для устойчивого развития регионов присутствия. Спустя три года перемен оценка социальной деятельности показала: благодаря новым подходам организаций и инициатив стало значительно больше, они оказывают более качественные услуги и могут взаимодействовать друг с другом эффективно.
В программе, помимо конкурса социальных проектов, появилось направление по поддержке социальных предпринимателей. Те, кто задумывается о создании своего бизнеса, могут пройти обучающий курс «Социальное предпринимательство». Курс включает не только теоретические основы социального предпринимательства и бизнес-планирования, но и практические навыки ведения инвестиционного анализа, составления организационного и финансового плана.
Итогом обучения становится разработанный бизнес-план реализации социального предпринимательского проекта. Далее следует инвестиционная сессия с презентацией проектов экспертам: представителям компании, органов власти, коммерческих банков, инвестиционных и венчурных фондов, частным инвесторам.
Проекты, получившие финансовую поддержку, в дальнейшем реализуются при поддержке представителей компании и наставников. Наставниками становятся состоявшиеся предприниматели с успешными историями реализации бизнес-проектов, готовые транслировать опыт и консультировать начинающих.
При поддержке компании появился Клуб социальных предпринимателей. Он стал местом неформальных встреч и обмена опытом для социальных предпринимателей, представителей НКО и участников социальных стартапов.
В заполярных городах компания проводит Слет социальных предпринимателей Севера — городское мероприятие, объединяющее предпринимателей, представителей органов власти и СМИ для обсуждения трендов и перспектив развития социального предпринимательства на северных территориях, мер поддержки социального бизнеса.
А в 2020 году «Норникель» запустил акселератор социальных бизнес-проектов для тех предпринимателей, которые хотели бы делать дальнейшие шаги в бизнесе: развивать новые направления и услуги, открывать филиалы в близлежащих городах, переходить в круглогодичный режим из сезонного.
За конкурсными механизмами последовали новые шаги. Было создано АРН — Агентство развития Норильска, связующее звено между интересами компании, администрации города, жителей относительно планов развития города. Через агентство финансируются исследования, которые муниципалитетам сложно организовать самостоятельно.
Не так давно Норникель совместно с АРН провели исследование «Социальный портрет жителя города» и собрали мнения и предложения горожан, что нравится и не нравится жителям. Респонденты отвечали на вопросы, что должно быть в Норильске, чтобы его не хотелось покидать, рассказывали о планах на будущее. Все эти данные легли в основу разработки мастер-плана развития Норильска
Подобные исследования были проведены в Мончегорске, Заполярном и Никеле.
«Город становится частью совокупного предложения о работе, которое мы делаем новому сотруднику. Не секрет, что территории присутствия компании уже перестали быть основными поставщиками кадров. «Норникель» активно привлекает сотрудников из других городов, конкурируя с другими крупными производственными компаниями.
Принимая предложение о работе, специалист думает не только о размере заработной платы и социальном пакете. Его волнует, сможет ли найти работу жена, позволит ли уровень местных школ поступить в топовый вуз ребенку, где семья будет проводить выходные дни. И наличие развитой городской инфраструктуры, различных сервисов и мест досуга становится залогом того настроения, с которым сотрудник вернется на работу в понедельник, причиной его эффективности и продуктивности», — говорит Светлана Ивченко.
В северных городах в случае «Норникеля» профит от импакт-инвестиций выражается в повышении качества жизни горожан. Компания вкладывает в социальные и предпринимательские проекты, чтобы в конечном итоге к ней приходили образованные и мотивированные работники. Чтобы они не боялись идти на работу и с работы по темным улицам, чтобы в помещениях заводов не били стекла. Чтобы сотрудники не уезжали на «большую землю».
***
«Норникель» поддерживает своих предпринимателей и социальные проекты и в ситуации пандемии. Недавно было принято решение предоставить шестимесячную отсрочку для возвратных ссуд.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.