«У вас есть возможность стать непосредственным участником спектакля, – вы почувствуете запахи, станете слушать и слышать, а также трогать и чувствовать. К вам в руки будут попадать разные предметы – не пугайтесь. Трогайте и изучайте их», – так начинается путешествие с закрытыми глазами. Иммерсивный – значит «погружающий в действие»: зрители с особенностями зрения и без них становятся полноправными участниками постановки.
Прислушаться и приглядеться
Зрители вместе с актерами — то в застрявшем лифте, то на мастер-классе по живописи, то на спортивных соревнованиях. Они слышат, как скрипит лифт, как хрустит снег под ногами, как шуршит страницами дневник, чувствуют запах зимы и красок в мастерской.
Они рисуют с закрытыми глазами картину, читают таблицу Брайля, пробуют угадать, что за животное попало к ним в руки. Исследуют рельефные картины, пытаясь понять, что на них изображено.
Школьница Василиса читает отрывки из своего дневника, делится страхами и сомнениями, размышляет о своей жизни.
Василиса примеряет на себя разные занятия и приходит в отчаяние от того, что ни на что не годится. А в конце понимает: «Внутри каждого из нас есть талант»: просто нужно немного прислушаться к себе и приглядеться».
Нет преград
В ходе спектакля Василиса как бы случайно узнает о людях, которые преодолели трудности и добились успеха. Вдохновляющих примеров много.
Американский джазовый музыкант и композитор Рэй Чарльз лишился зрения в семь лет после смерти младшего брата – от перенесенного потрясения. Он получил 17 премий Грэмми и был введен в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза.
Луи Брайль начал слепнуть в результате воспаления глаз, когда ему исполнилось три года. В 15 лет он придумал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей.
Лыжник и биатлонист Николай Полухин потерял зрение в 11 лет из-за удара током и достиг феноменальных результатов в спорте.
Клоду Моне двойная катаракта не помешала стать одним из основателей импрессионизма.
Поэт Эдуард Асадов ослеп на войне: в лицо попал осколок снаряда. Он продолжал писать до самой смерти в 2004 году.
Если есть талант, нет никаких преград — свою уверенность в этом актеры стараются передать зрителям.
Семья
Арт-чердак «Мамин театр» был создан в 2015 году. С самого начала он позиционировал себя как «театр для всей семьи, для детей от двух до ста лет».
Это семейный театр. Мама Варвара Гапоненко – директор. Папа Вадим Гапоненко занимается хозяйственными делами. Сестры Дарья Витан и Василиса Галсанова – актрисы. Дарья – еще и художественный руководитель, а Василиса – режиссер. Впрочем, в ходе подготовки спектакля все делают всё.
Первая постановка называлась «Чердачная история». Она стала визитной карточкой театра. Сегодня в его репертуаре 13 спектаклей.
«Мы играем не только для детей, но и для бабушек, и для дедушек, для мам и пап, для прадедушек и прабабушек — для всех. Люди самого разного возраста находят в наших спектаклях ответы на свои вопросы, – рассказывает Варвара Гапоненко. – Один раз к нам на новогодний спектакль пришел прадедушка, которому исполнился 101 год».
Все спектакли ставятся по пьесам Дарьи Витан и Василисы Галсановой. Большинство из них связаны с воспоминаниями детства и юности.
Сейчас, когда работы стало больше, все больше мест, где артистов хотят видеть и где они сами хотели бы побывать, – театр приглашает и других профессиональных актеров.
В обычные дни в зале собираются до 50 зрителей. И тогда нужна помощь, чтобы каждый успел почувствовать, понюхать, потрогать…
Дарить радость – всем
Они не планировали делать социальный театр. Хотелось заниматься театром, искусством, дарить радость, рассказывать истории.
«В какой-то момент мы столкнулись с тем, что не все могут увидеть наши истории, не все могут услышать их: не потому что у людей нет возможности прийти к нам на спектакль, а из-за своих особенностей. И мы поняли, что будет честно, правильно и справедливо создавать что-то и специально для них», — говорит Василиса Галсанова.
В 2018 году Дарья Витан и Василиса Галсанова написали пьесу «Дорогой дневник». Целый год они не могли найти спонсоров: спектакль оказался достаточно затратным.
До этого все спектакли они делали на свои деньги. Все актеры работали в московских государственных театрах. В дни зарплаты они скидывались и ставили спектакль.
Накануне Нового года Дарья в поисках спонсора написала в социальных сетях: «Найдись такой человек». «Таким человеком» оказался Департамент культуры города Москвы, который выделил грант на постановку.
Музыку к спектаклю «Дорогой дневник» написала композитор Вероника Затула. Вадим Гапоненко делал декорации и реквизиты.
В спектакле занят друг театра актер Максим Неделко, с которым Дарья и Василиса познакомились во время учебы в университете. Варвара участвует в создании шумовой звуковой атмосферы.
Спектакль положил начало благотворительной программе «Театр для всех».
Благотворители
После премьеры в мае 2019 года в театре задумались: что дальше? Спектакль некоммерческий. Снова стали искать людей – и нашли.
Первым откликнулся Алишер Усманов и Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт». На выделенные средства театр посетил шесть городов. Спектакли показывали в интернатах для людей с ограничениями по зрению.
Благотворительный фонд «Планета добра» собрал средства на поездку к слабовидящим детям в Иваново. Хотелось иметь возможность показывать спектакль и в Москве.
Помогла клиника «Семейная», у которой есть свой благотворительный фонд – «Семейная в помощь». Театр заключил с фондом договор и вот уже второй год показывает один раз в месяц спектакль «Дорогой дневник» в Москве на разных площадках.
Театр сотрудничает с Всероссийским обществом слепых, которое присылает на спектакли детей, подростков и взрослых людей. Для них это бесплатно.
«Мы считаем, что это важно не только для кого-то, но и для нас самих, – говорит Василиса Галсанова. – В ситуации, в которой оказываются эти люди, может оказаться каждый. От этого никто не застрахован, но почему-то многие стараются не видеть этого, не замечать».
В театре хотят показать: да, это есть, это не страшно, с этим можно и нужно жить.
«С этим можно жить даже, может быть, веселее, продуктивнее и активнее, чем это получается у людей, у которых есть все, которые лежат дома на диване и всем недовольны», – убеждена Василиса Галсанова.
Отдача
Зрителям спектакль нравится. Некоторые приходят еще раз.
Елена Ишмукова пришла с сыном Славой по приглашению Центра социокультурной реабилитации Дианы Гурцкаи, где Слава занимается вокалом и танцами.
«Очень много позитивных ощущений, – говорит Елена. – Было очень душевно, огромная благодарность театру. Другое мироощущение. Кроме того, мы узнали много нового. О Рэе Чарльзе я смотрела фильм, а вот про художника и поэта ничего не знала».
Илья и его мама Светлана Гутерман не в первый раз на интерактивных спектаклях: их уже и раньше поливали водой и обдували ветром.
«Все равно всякий раз неожиданно. Интересно участвовать в таких спектакля человеку, не имеющему нарушений зрения, – рассказывает Светлана. – Ощущения совершенно другие, когда у тебя полностью закрыты глаза».
«Когда есть такая вовлеченность зрителя в действие, – твой партнер в первую очередь – это зритель, – говорит Дарья Витан. – И ты от него в какой-то степени, как вампир, питаешься энергией и после спектакля ощущаешь прилив сил. И тебе хочется еще пять спектаклей сегодня же сыграть».
Для Дарьи важно, что иногда после спектакля зрители впервые задумываются о болезнях, о проблемах, с которыми сталкиваются окружающие: «Мне приятно, что многие зрители, которые у нас побывали, несут эту историю дальше – жертвуют деньги на благотворительность, помогают людям… Мы выходим на сцену не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы был результат от работы. И когда ты этот результат видишь, это, конечно, подпитывает, подталкивает идти дальше – и делать больше».