У регионов становится все больше возможностей поддерживать НКО: им выделят на это дополнительные деньги, они уже получают методическую и информационную помощь. Очень хочется, чтобы эти возможности были использованы в полной мере.
Недавно завершился конкурс Фонда президентских грантов, по итогам которого будут софинансироваться региональные программы поддержки СО НКО. Что в нем захотят участвовать 84 региона – то есть все, кроме Москвы, для меня стало неожиданностью. Потому что у нас есть регионы, в которых до сих пор программ поддержки СО НКО не разработано. И есть такие, где программы созданы, но на них выделяются очень небольшие в масштабах региона суммы, так что говорить о реальной поддержке сложно.
Очевидно, софинансирование поможет ситуацию выровнять: простимулирует разработку программ поддержки там, где их не было, и поможет увеличить (или хотя бы не снижать) финансирование там, где они есть.
Все это особенно актуально с учетом пандемии и ее экономических последствий для регионов России.
В этот раз софинансирование получают все участники конкурса. Не факт, что так будет и дальше, вероятно, все зависит от того, каким образом и насколько прозрачно будут организованы региональные конкурсы.
Не только деньги
Фонд президентских грантов проводил для участников конкурса семинар, на нем подробно объясняли, как фонд будет помогать регионам, что нужно, чтобы их программы были справедливыми и честными, правила – доступными, процедуры – прозрачными, а поддержку в итоге получили действительно достойные НКО.
После долгого перерыва наконец-то снова состоялась традиционная конференция Минэкономразвития по межсекторному взаимодействию в социальной сфере. На нее собрали лучших экспертов, представителей вузов, частных фондов, они говорили о самых важных тенденциях в развитии некоммерческого сектора и поддержке СО НКО в том числе. Там было много представителей регионов, была возможность онлайн-доступа – и масса ценной информации, дискуссии и выступления, полезная литература.
Минэкономразвития и вне конференции постоянно готовит какие-то документы в помощь регионам, выпускает методические рекомендации, проводит консультации. У Общественной палаты есть формат «Час с Минэкономразвития», «Час с Минфином», где регионам рассказывают последние новости, представляют новые законопроекты и иные нормативно-правовые акты. АСИ пишет об этом тоже постоянно. То есть масса ресурсов в помощь регионам для развития взаимодействия с НКО.
Почему не работают механизмы поддержки?
Тем не менее на конференциях и в соцсетях мы по-прежнему получаем обескураживающие отзывы некоммерческих организаций о том, что в некоторых регионах власти вообще не интересуются тем, как живут НКО, и в пандемию совсем им не помогали.
Есть и другие примеры, когда регионы оказывают поддержку НКО сверх той, что предусмотрена федеральными льготами. Например, в Курской области с 6% до 1% снизили налоговую ставку для НКО – грантополучателей Фонда президентских грантов. Очень ценно, когда регионы делают такие вещи сами, без подсказки от федерального уровня.
Кто будет двигателем?
Общественную палату, нашу комиссию по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО зовут в субъекты Федерации провести у них «Регион НКО». Это такой формат, когда мы разбираем проблемы, с которыми сталкиваются НКО в регионе, и формулируем рекомендации, как добиться качественных сдвигов.
Мы заметили: если в регионе нет хотя бы одной структуры, которая заинтересована в переменах и готова стать «двигателем прогресса», сколько бы не работали внешние эксперты, ничего не изменится.
В роли такого драйвера не обязательно должна выступать власть. Это может быть и региональная общественная палата, и сильный ресурсный центр.
Не только органы власти
Когда в конце 2020 года Общественная палата впервые представила независимый рейтинг третьего сектора, мы ждали, что к нам выстроится очередь из регионов, представители которых хотят понять, почему у субъекта то или иное место в рейтинге.
Такие «интересующиеся» регионы были, в основном из середины списка, хотя мы ждали всех – и лидеров, и условно отстающих. Для каждого, кто обратился, мы проводили онлайн-совещание, разбирали все показатели, вместе смотрели, что и как можно улучшить.
Среди таких регионов был Краснодарский край. Там сейчас много позитивных изменений, и власти с большим вниманием относятся к НКО. Для нас было важно, что в обсуждении принимали участие не только представители власти, но и специалисты ресурсного центра, а инициатором обращения к нам была региональная общественная палата.
Мне кажется, это хорошая модель, и было бы здорово, если бы такая совместная работа была налажена и в других регионах.
Собственно, для этого рейтинг и создавался — чтобы простимулировать совместную работу разных заинтересованных сторон в одном субъекте Федерации. Сейчас, когда у регионов появляются серьезные дополнительные ресурсы, нужно, чтобы решения о том, как ими распоряжаться, вырабатывались совместно с участием власти, ресурсных центров, общественных палат, НКО. И заинтересованным сторонам нужно добиваться участия в этом процессе. Потому что даже самая грамотная, самая мотивированная на поддержку НКО власть не вытянет это в одиночку.