Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Интервью

Алексей Лавров: «При получении услуг через соцзаказ граждане пойдут к тем, кому доверяют»

Замминистра финансов РФ — о внедрении соцзаказа, тарифах на услуги в регионах и честной конкуренции НКО с госучреждениями.

Алексей Лавров. Фото предоставлено пресс-службой Министерства финансов РФ
Двадцать девять регионов России участвуют в апробации закона об оказании социальных услуг через механизм госзаказа: это возможность для негосударственных организаций, в том числе НКО, бизнеса и ИП, конкурировать с госучреждениями и предоставлять услуги за бюджетные деньги. Ожидается, что это сделает рынок услуг прозрачнее и здоровее и даст НКО в регионах возможность жить не только на гранты и субсидии по проектам. Заместитель министра финансов России Алексей Лавров рассказал АСИ, как идет апробация.

Пять регионов из числа пилотных (Московская, Ярославская, Калининградская области, Красноярский край, ХМАО-Югра) проводят конкурсы на исполнение социального заказа или выдают сертификаты. Что происходит в остальных пилотных регионах?

Они формируют нормативную базу, готовятся к проведению конкурентного отбора, проводят социологические исследования. Регионы, вошедшие в пилотный проект в этом году, выбирают услуги, исполнители которых будут определяться конкурентными способами. Главная задача для регионов состоит в определении объемов услуг [выводимых на соцзаказ].

У пяти регионов, начавших эту работу раньше, нормативная правовая база почти готова, получены данные социологического исследования, поэтому они смогли обеспечить проведение конкурентного отбора уже в 2021 году.

В 2021 году в каждом регионе состоялись переговоры между органами государственной власти, ответственными за апробацию, и общественными организациями. В результате определены «площадки для диалога», которыми стали региональные общественные палаты или отделения общественных движений, например«Опоры России». Именно эти площадки помогают сейчас в сборе информации для социологов, а дальше на их базе запланированы к общественному обсуждению сначала результаты социологического исследования, а затем – итоги реализации соцзаказа.

Исследования уже позволили определить скрытый потребительский спрос на некоторые услуги, выявить организации, работающие в отраслях социальной сферы, которые готовы стать исполнителями услуг (ранее органы власти такой информацией не обладали). Стало возможным учесть и устранить барьеры, с которыми сейчас сталкиваются организации при выходе на рынок услуг.

Первоначально в пилотный проект входили 16 регионов, в июне 2021 года вошли еще 13. Значит ли это, что новые регионы готовы будут реализовывать реформу тоже только через несколько лет?

Теперь всё пойдет гораздо быстрее, поскольку создана правовая база и получен практический опыт. Но помимо подготовки нормативной базы, нужна административная или организационная готовность: чтобы в бюджете были правильно прописаны статьи расходов, управленцы на местах понимали, что делать, были готовы порядки проведения отбора исполнителей услуг. Степень административной готовности в каждом из 13 новых регионов разная. Конечно, как можно большее количество регионов планируется вовлечь в работу уже в 2022 году. В 2023-м — запустить [соцзаказ] в остальных участниках проекта.

В СМИ прошла информация, что к 2025 году социальный заказ внедрят в обязательном порядке по всей стране.

Таких планов нет. Работа с соцзаказом требует подготовки и высокого уровня управления. Даже просто сформировать и описать соцзаказ достаточно сложно, поскольку необходимо слаженное взаимодействие разных органов власти. Соцзаказ – один из возможных инструментов организации оказания бюджетных услуг.

При этом главная проблема даже не с территориальным охватом, а с отраслевым. Можно ли включать в соцзаказ дополнительное образование? Можно ли расширить соцзаказ, например, на стационарное социальное обслуживание?

Единый перечень услуг в рамках соцзаказа позволяет сравнивать разные практики. Например, не факт, что конкурс имеет преимущества перед сертификатом. Для того чтобы это доказать или опровергнуть, услуги должны быть примерно одинаковые у разных регионов.

Поэтому думаю, что хорошим результатом [пилотного проекта] будет продление действия закона и определение соцзаказа одним из возможных вариантов организации предоставления соцуслуг, в формате добровольного применения по расширенному, но все же ограниченному кругу услуг с активным использованием сертификата или конкурса.

Вопрос расширения перечня услуг — это вопрос доверия к поставщикам в отрасли?

Это вопрос соотношения между государственным и негосударственным сектором. Скорее всего, сложится практика, при которой большинство сертификатов получат государственные учреждения, у которых уровень компетенции выше.

Кстати, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре так и происходит: 95% заказов получают автономные и бюджетные учреждения. Для них это тоже огромный прорыв. Одно дело выполнять госзадание, другое — выходить на рынок и доказывать, что твоя программа лучше.

Но к тому, чтобы все сказали, что при оказании бюджетных услуг больше не используются административные методы и необходимо работать с потребителем, надо еще прийти. Такие изменения нельзя форсировать.

А могут ли, по вашему мнению, государственные и негосударственные исполнители взаимодействовать при оказании государственных услуг?

Государственные и негосударственные организации могут вместе оказывать услуги. Возможны соучредительство или совместные проекты, которые реализуют государство и негосударственный исполнитель.

Например, при оказании услуг в сфере паллиативной медицинской помощи можно выделить две составляющие: медицинские услуги и услуги в сфере социального обслуживания (психологическая поддержка, работа с родственниками). И если первые в основном оказываются медицинскими организациями – госучреждениями, то для оказания услуг в сфере социального обслуживания могут привлекаться некоммерческие организации, которые часто оказывают их качественнее, чем организации государственного сектора.

В чем преимущества механизма социального заказа для НКО? Они ведь и вне его уже участвуют в оказании услуг в социальной сфере.

Сейчас негосударственные организации оказывают услуги либо за плату, либо на средства грантов. Стабильными и постоянными эти доходы назвать нельзя.

Вместе с тем, для НКО внедрение социального заказа дает возможность обеспечить потребителю оказание услуги на регулярной основе, а не только тогда, когда организация получила грант. То есть за счет выполнения соцзаказа формируется устойчивый финансовый фундамент, который позволяет НКО продолжать свою деятельность, связанную не только с оказанием услуг гражданам, но и с реализацией социальных проектов, не связанных с исполнением соцзаказа.

Механизм социального заказа гарантирует исполнителям услуг наличие понятных и прозрачных финансовых потоков.

Сейчас есть дисбаланс в вопросах финансирования при оказании услуг государственными и негосударственными организациями. Негосударственные не получают средства на содержание имущества. Закон о социальном заказе вводит равный норматив. Также можно будет использовать авансирование, исключить риски неоплаты оказанных услуг.

Кроме того, тот факт, что НКО признали достойной оказывать бюджетные услуги, пойдет на пользу репутации организации, даже если в дальнейшем ее деятельность не будет связана с исполнением социального заказа.

Вы сказали, что в первых пилотных регионах государственные учреждения имеют уровень компетенции выше, чем негосударственные исполнители, и получают большинство заказов. Но в рамках реализации соцзаказа предусмотрено проведение разъяснительной кампании. Каким образом и кто это должен делать?

Должен делать регулятор — орган власти, наделенный полномочием на организацию оказания этих услуг.

То есть региональный минфин?

Таким органом может стать ведомство, ответственное за развитие кадрового потенциала в регионе, например региональный минтруд. У каждого региона есть программы развития кадров.

Представляется, что в таких программах может быть предусмотрено обучение представителей негосударственных организаций за счет бюджетных средств.

Кроме того, сейчас некоммерческий сектор также включается в обучение специалистов и проводит повышение квалификации потенциальных исполнителей услуг в рамках президентских грантов.

А как подтягивать негосударственных исполнителей до уровня госучреждений, чтобы они могли конкурировать?

Государственные учреждения «побеждают», потому что у них есть история. Граждане больше доверяют государству в принципе. Даже если негосударственная организация получит необходимую подготовку, не факт, что гражданин пойдет в такую организацию, если у нее нет истории и нет репутации. Сертификат отдадут тому, кому доверяют.

Но постепенно ситуация с доверием к негосударственному сектору может — и будет — меняться. Негосударственные исполнители должны быть в состоянии предоставлять услугу надлежащего качества [на конкурентном уровне], иначе им на этот рынок выходить нет смысла.

В регионах, как правило, есть НКО, которые оказывают услуги, в том числе финансируемые из бюджета. Но они говорят,что не будут участвовать в социальных заказах, потому что тарифы низкие, очень сложная отчетность и это нерентабельно.

В рамках реализации соцзаказа минимизировано количество отчетных документов, предусмотрена цифровизация процесса представления отчетности, что значительно упрощает взаимодействие некоммерческих организаций с уполномоченными органами.

Кроме того, бюджетное законодательство предусматривает возможность оставлять неиспользованные остатки субсидий в распоряжении исполнителей услуг, если они соблюдают условия соглашений. Это создает стимулы для участия некоммерческих организаций в соцзаказе.

В части тарифов все отмечают, что они низкие. Но бюджетные учреждения ведь работают.

Алексей Лавров. Фото предоставлено пресс-службой Министерства финансов РФ

Потому что они получают дополнительно помещение, им не надо арендовать помещение, делать капремонт. Или вот другой пример: государственная медсестра получает оклад и надбавку за оказание услуг в сфере паллиативной медицинской помощи, а негосударственная за оказание аналогичных услуг — по тарифу из расчета 10 рублей за укол.

Вопрос с тарифами надо рассматривать отдельно. Законом о соцзаказе предусмотрено, что они должны быть одинаковые как для государственных, так и для негосударственных исполнителей услуг.

Как избежать того, что регионы, которые начнут внедрять соцзаказ, не захотят обеспечивать добросовестную конкуренцию? Например, не станут доводить информацию о реализации соцзаказа до потенциальных исполнителей услуг?

Зачем им хитрить? Они ведь могут не внедрять соцзаказ, а всё оставить на государственном задании. Их же никто не заставляет.

Но если принято решение об определении исполнителя услуг по результатам конкурса, то в этом случае определены единые правила его проведения в законе о социальном заказе и постановлении Правительства Российской Федерации. А в случае оказания услуги в соответствии с сертификатом установлены единые требования к потенциальным исполнителям услуг. То есть нормативная правовая база сформирована таким образом, чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке социальных услуг.

Если представить, что, например, прошло 10-15 лет. Как бы вы видели результат изменений, которые сейчас пытаетесь внедрить в жизнь?

В тех сферах, где уже сейчас услуги частично платные, на мой взгляд, должны преобладать негосударственные организации. Во всем мире в этой сфере работают либо негосударственные организации, либо частно-государственные, более гибкие и мобильные структуры.

А там, где услуги бесплатны, я вижу частичный уход от государственного задания к сертификатам. Это будет означать, что гражданин сам выбирает поставщика услуг. Успешные государственные структуры начнут задумываться о расширении своей деятельности и поиске дополнительного источника финансирования. И тогда такие учреждения сами найдут партнера или инвестора, создадут совместную структуру и начнут оказывать услуги по соцзаказу и сопутствующие им услуги.

Если система сертификатов будет устойчивой, то в социальную сферу придут частные инвестиции.

Где узнавать потенциальным исполнителям о начале реализации соцзаказа в их регионах?

Вхождение региона в пилотный проект начинается с его включения в перечень, определяемый Правительством России. Далее на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования принимается акт, в котором закрепляются особенности реализации закона о социальном заказе в регионе, в частности, конкретные сферы и услуги, по которым будет проводиться конкурентный отбор.

После этого начинается работа со средствами коммуникации: это СМИ, интернет-ресурсы, другие методы распространения информации, которые помогут исполнителям и получателям больше узнать о социальном заказе, новых методах организации оказания услуг и возможностях, которые социальный заказ приносит для всех сторон.

Очень важную миссию в этом процессе выполняют негосударственные «площадки для диалога», о которых мы уже говорили. Вовремя уловить и довести до органов власти «обратную связь» — огромный шаг к успеху апробации. Именно поэтому дорожными картами регионов предусматривается утверждение и реализация медиапланов, включающих мероприятия по информационному сопровождению реализации апробации.

Объявления о конкурсах доступны для всех и размещаются на Едином портале бюджетной системы. Кроме того, органы власти могут размещать объявления на любых доступных им ресурсах.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике