Культурные хабы в селах на две тысячи человек, возможность провести рок-концерт в профсоюзном ДК или восстановить столетний парк — как оказалось, это помогает пробудить интерес к жизни на малой территории.
Как проект «Культурная мозаика малых городов и сёл» Фонда Тимченко начался с грантового конкурса для гидов, музыкантов и художников и вырос в сеть точек роста, которые паровозом тянут за собой развитие регионов целиком? Анализируем семилетний опыт этой работы.
Текст — часть спецпроекта «Люди места», посвященного 10-летию Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Раз в месяц Агентство социальной информации рассказывает об одной из программ фонда, с помощью экспертов и авторов проектов подводя итоги работы и анализируя эволюцию программы.
Мы рассказываем самые интересные истории людей, которые придумали способ изменить деревню, село или район вокруг себя через культуру, проекты для старшего поколения, поддержку родительства или массовый спорт, и описываем технологии, которые можно тиражировать как на уровне организаций и ресурсных центров, так и в масштабе целых регионов.
Разведка боем в чистом поле
Порядка 86% всех городов, которые есть в России, — это малые города (до 50 тыс. человек населения) и сельские населенные пункты. В них живут в общей сложности 30 млн человек. У социальной сферы там больше всего потребностей и меньше всего поддержки.
В 2014 году фонд впервые объявил всероссийский грантовый конкурс поддержки культурных инициатив в глубинке, чтобы найти и поддержать тех, кто хочет улучшить жизнь на малых территориях.
Этот первый конкурс стал разведкой боем. Никто не верил в его успех, ожидали, что пришлют от силы двести заявок.
«В итоге мы получили около 2500 заявок. Это позволило сделать вывод, что у людей, живущих на малых территориях, огромное желание развиваться и что-то делать для улучшения качества жизни. Возможно, до этого никто не изучал, не поднимал эту тему, да и культурные проекты такого рода никто тогда не поддерживал. Так началась «Культурная мозаика», — рассказывает Елена Коновалова.
Новый уровень
Первый конкурс показал: авторам проектов не хватало знаний, они хотели делать хорошее дело, но не знали, как поставить проект на ноги. В 2015 году Фонд Тимченко предложил стратегическую концепцию проекта «Культурная мозаика». Ее основной принцип опирается на подход, который на западе называется Assets based community development, в переводе на русский – «развитие сообществ с опорой на собственные ресурсы».
«Почему этот принцип стал центральным – потому что на этих территориях осталось много нераскрытых, неувиденных ресурсов, и самым главным ресурсом являются люди. Задачей «Культурной мозаики» стало их раскрытие и демонстрация того, что можно сделать своими силами очень многое, даже с минимальной поддержкой извне. Главное – начать преобразовывать свою жизнь», — говорит Елена Коновалова.
Для победителей конкурсов разработали специальную обучающую программу, конкурс стажировок и систему экспертной поддержки. Участники «Культурной мозаики» получили шанс пройти три уровня и превратиться в тех, кто сам делится опытом и объединяет других людей вокруг.
1. Открытый всероссийский грантовый конкурс. Можно реализовать проект, отчитаться по гранту и ограничиться этим.
2. Закрытый конкурс проектов «Культурная мозаика: партнерская сеть», по приглашению для выпускников открытого конкурса. Нужно подготовить проект с участием партнеров, в том числе финансовых (требуемый объем софинансирования — не менее 50%).
3. Конкурс заявок на создание полноценных центров социокультурного развития (ЦСР), будь то ресурсные центры, центры компетенций, арт-пространства и так далее. Это конкурс-продолжение по приглашению для выпускников «Культурная мозаика: партнерская сеть».
Дать дорогу тем, кому не всё равно
«Центры социокультурного развития создаются для того, чтобы на их базе поддерживать и объединять центры притяжения неравнодушных людей, которые в дальнейшем могли бы совместно развивать свое дело, свою территорию, свои сообщества», — говорит Елена Коновалова.
ЦСР – это ресурсные точки. Команда людей, партнерства, которые берут на себя миссию поддержки развития местных сообществ и инициатив, и повышению качества социокультурной среды у себя в поселении. В числе таких центров: Тотьма, Тулун, Казым, Нерчинск.
Для команд, которые остались в программе более чем на один год, была организована трехлетняя программа поддержки. А по ее итогам авторов проектов спросили, что для них было самым ценным.
«Авторы тех проектов, которые мы сопровождали три года и более, которым помогали становиться центрами культурного развития, говорили о важности грантовой поддержки в первый год. Но уже на второй и третий год грантовая составляющая вдруг опускается вниз, а на первые места поднимались другие аспекты – обучение, стажировки и консультирование.
Мы нашли подтверждение тому, что наша концепция, теория изменений на малых территориях оказалась верной. Сейчас мы понимаем, как важно разглядеть в небольших, робких инициативах из малых городов и сел потенциал, поверить в мечты людей и помочь им раскрыться – дальше, как они сами говорят, «у них вырастают крылья», и они уже без поддержки фонда могут самостоятельно «лететь дальше», становятся ресурсом для своей территории, своего района, всей страны», — рассказывает Елена Коновалова.
«У нас получилось. И у вас получится!»
Развиваясь и объединяя вокруг себя партнеров, центры начинают сами поддерживать местные инициативы, помогают местным активным жителям. На третий год они организуют конкурс на малые гранты под названием «Малая культурная мозаика». Кроме того, ЦСР выстраивают работу с партнерами, бизнесом, органами власти, участвуют в разработке стратегий развития территорий, привлекают внимание и дополнительные ресурсы к малым городам.
Нерчинск был столицей Забайкалья в XIX веке. У города богатая купеческая история, и в 2015 году Нерчинский краеведческий музей выиграл конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» и получил 700 тыс. рублей на проект «Нерчинская социальная сеть» — уличную выставку о купеческом прошлом города.
На следующий год команда проекта вместе с жителями города восстановила старинный парк – бывший сад нерчинской усадьбы золотопромышленников Бутиных.
В 2018 году в парке прошел фестиваль городской среды прошлого. Парк стал центром притяжения для жителей Нерчинска. Местные органы власти выделили 5 млн рублей на его благоустройство.
В 2019 году Нерчинск выиграл грант от Минстроя РФ в 60 млн рублей на Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений. Проект «Золотая нить» предполагает благоустройство и реконструкцию исторического квартала.
«Историей из Нерчинска мы делимся везде. Когда об успехах выпускников программы слышат другие участники «Культурной мозаики», они начинают верить, что тоже могут. Часто людям, живущих на малых территориях, не хватает веры в себя. «Мы такие неопытные, из глубинки». Очень важно делиться успехами команд из малых территорий, чтобы и у других, еще не решившихся себя проявить, начинала появляться вера, что и они тоже могут попробовать», — рассказывает Елена Коновалова.
Модель для регионов
Программа уже доросла до уровня тиражирования целыми регионами. В 2020 году первое такое внедрение начала Удмуртия. Там началась своя «Культурная мозаика» с финансированием уже из региона. И здесь тоже рассчитывают вырастить свои ЦСР, способные дотянуться до малых территорий.
На первый конкурс в Удмуртии поступило 306 заявок, 35 проектов стали победителями и сегодня успешно реализуются во всех 25 сельских районах республики и в малых городах Можга и Камбарка.
Важное условие передачи этой модели в регион — наличие регионального партнера в некоммерческом секторе. В Удмуртии таким партнером стал фонд «Сообщество», который работает теперь в координации с региональным правительством.
«Для нас это гарантия, что НКО будет держателем этой технологии, что у администрации региона выстроены партнерские отношения с НКО-оператором конкурса, что организацию готовы поддерживать и сотрудничать с ней. Через фонд «Сообщество» мы начали реализовывать проект «Культурная мозаика Удмуртии».
В первый год сотрудничества было также софинансирование со стороны Минкульта РФ, а во второй год в проект уже вошел Минсельхоз. Реализуется и проект «Культурная мозаика Удмуртии: партнерская сеть», где на базе успешных проектов идет становление центров социокультурного развития».
Как малые территории стали мейнстримом
За семь лет существования «Культурной мозаики» фонд поддержал 459 проектов в 65 регионах России. А сами понятия «малые территории», «сельские поселения», «малые города» стали чаще включаться в общественную повестку.
В 2017 году появился Экспертный совет по малым территориям – независимая экспертная сеть, объединяющая все силы, заинтересованные в развитии малых городов и сел. В обсуждениях Совета принимают участие представители Минэкономразвития РФ, Ростуризма, Общественной палаты РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Высшей школы экономики, ВЦИОМ, Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Фонда Сколково и — Фонда Тимченко.
С 2018 года по поручению президента Владимира Путина проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. В нем участвуют города с численностью населения до 100 тыс. человек и исторические поселения федерального и регионального значения. Ежегодно из федерального бюджета выделяется 10 млрд рублей, которые распределяются среди 160 победителей.
Тематика проектов, реализуемых на малых территориях, есть у Фонда президентских грантов. А в мае 2021 года был создан президентский Фонд поддержки культурных инициатив, который поддерживает на конкурсной основе проекты в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.
«Действительно, если анализировать информационное поле, то сельские поселения и малые города звучат чаще. Возрастает интерес к укладу жизни на этих территориях, к тем возможностям (в том числе туристическим), которыми они богаты. Есть ли в этом наша заслуга? Наш вклад в этом определенно есть. Мы стремились показать, что нельзя сосредотачиваться только на больших городах, что малые территории – это каркас всей страны. И да, теперь значимость малых территорий все чаще появляется и на уровне федеральной повестки», — считает Елена Коновалова.