Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Мультимедиа

Жизнь «запертых» людей

В московском «Гоголь-центре» 14 февраля показали вербатим о человеке, который 12 лет провел «взаперти» в собственном теле, и людях, которые ухаживают за особенными детьми.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Спектакль «Образ жизни – помогать» поставил актер и режиссер Леонид Клёц со студентами Калужского областного колледжа культуры и искусств при поддержке фонда «Образ жизни».

Мальчик-призрак

Несколько лет назад Леонид Клёц прочитал книгу «В стране драконов. Удивительная жизнь Мартина Писториуса » о человеке, история которого потрясла мир. 

Мартин Писториус родился в 1975 году в Южной Африке. В 12 лет его парализовала загадочная болезнь. Он не мог двигаться, говорить, есть и даже посмотреть другому человеку в глаза. Через 12 лет Мартин вышел из этого состояния и смог рассказать, что все эти годы находился в сознании. Он помнил все до мельчайших деталей, в том числе мамину фразу «Скорее бы ты умер».

Сегодня Мартину 46 лет, он не может ходить, говорить и общается с окружающими при помощи речевого компьютера. Это не помешало ему получить высшее образование, жениться, стать отцом и написать книгу о жизни с синдромом «запертого человека». 

Синдром "запертого человека"

Редкое неврологическое расстройство. Обычно возникает в результате поражения моста мозга, чаще всего вследствие инсульта. Возникает паралич скелетных мышц (дыхательных, лицевых, глотки, языка, конечностей). Человек не может произвольно говорить, двигаться, дышать, сообщается на сайте.

При этом пациенты находятся в сознании.

Леонид Клёц. Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Я был потрясен. У меня возникло желание сделать спектакль про внутреннюю жизнь человека, который снаружи — мертвый, а внутри — настоящий, живой», – рассказал режиссер.

«Образ жизни» 

Большой удачей, по словам Леонида Клёца, стало сотрудничество с фондом «Образ жизни» и участие в проекте социализации детей через разные виды искусства.

«Мы познакомились с большим количеством людей, которыми безмерно восхищаюсь лично я, и я надеюсь, что это передастся моим студентам, — говорит Леонид Клёц. — Помогать людям — это действительно тяжелый труд. Есть выгорание, материальные проблемы — нехватка средств на проекты и просто на жизнь. Но люди не бросают начатое дело». 

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Клёц и его студенты съездили в Полотняно-заводской детский дом-интернат, в обнинский центр «Доверие», пообщались с родителями. Так появился спектакль «Образ жизни — помогать». 

Всегда есть надежда

Спектакль поставлен в жанре вербатим: истории, из которых он состоит, собраны из интервью реальных людей. 

Действие начинается не вдруг, а как-то незаметно, постепенно вовлекая зрителя в происходящее. Вступительное слово режиссера плавно перетекает в беседу с актером, расставляющим стулья на сцене:

«Леш, а ты сюда, в «Доверие», попал сначала со своим братом?»

Сцена как бы разделена на две половины. На одной половине рассказывают о своей жизни родители, ухаживающие за детьми с ментальными отклонениями в обнинском центре реабилитации «Доверие», воспитатели, занимающиеся с детьми в Полотняно-Заводском доме-интернате, учителя школы №3 в Калуге. 

На другой половине идут съемки фильма про Мартина Писториуса. В течение всего спектакля с большого экрана, установленного на сцене, в зал смотрит актер, исполняющий роль Мартина. Его пронзительный взгляд надолго останется со зрителем, а глаза говорят:

«Всегда есть надежда, какой бы маленькой она ни была. Относитесь ко всем с добротой, достоинством, состраданием и уважением, независимо от того, понимают они вас или нет».

К концу спектакля два потока сливаются в один, а лицо актера на экране сменяет лицо настоящего Писториуса, который говорит со зрителями — и с миром. 

Взгляд на профессию

Фонд «Образ жизни» начал проект социализации детей в тяжелой жизненной ситуации средствами искусства в 2020 году. Из бесед с мамами детей, воспитателями, руководителями учреждений родилось понимание: надо собрать истории и рассказать о них.

Директор фонда Елена Береговая поделилась планами с Леонидом Клёцом, которого она уже знала по спектаклю «Вдох выдох», посвященному теме буллинга. 

«Он сделал из этого классную историю. Мы ее обкатали в Калужской области и привезли в Москву. У меня была идея-фикс: спектакль нужно показать в Москве, — рассказывает Елена Береговая. — Почему такое название? Мы подумали, как будет хорошо, если помощь людям станет образом жизни каждого человека». 

Елена Береговая. Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Важно, что это абсолютно документальная история, перемешанная с искусством, которая представлена на настоящей экспериментальной новаторской сцене», — отмечает Елена Береговая. 

Спектакль показывает простого воспитателя, простого работника детского дома или интерната. Осуждать легко, а каково это, быть рядом с этими детьми 365 дней в году 24 часа в сутки? Что чувствуют эти люди? Как они это видят? Через что им приходится проходить?

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Это взгляд на профессию, — подчеркивает Береговая. — Есть фильм «Дальнобойщики», наверное пора сделать фильм «Воспитатели». Я считаю, что у нас очень мало показывают педагогов. Поэтому для меня счастье, что я могу рассказывать об этой профессии».

Актеры

Работа над спектаклем, в котором заняты 19 человек, началась, когда студенты Клёца заканчивали первый курс.

«В чем была прелесть? Они только начали, были чистые-невинные: игры никакой я от них не требовал, наоборот, попросил их быть максимально проще. Быть собой, — вспоминает режиссер. — Они все равно подключали свои чувства, и в результате получился такой очень хороший, правильный, искренний эффект. Без наигранности».

Анастасия Данилова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Анастасия Данилова пришла на курс «Актеры театра и кино» колледжа культуры и искусств, имея за плечами Санкт-Петербургский государственный институт культуры.

«Я поступала и во МХАТ, и в ГИТИС, и в Щепкинское училище, но все как-то не складывалось. Тем временем я уже играла в театре, снималась в фильмах, — вспоминает Анастасия. — Когда я пришла поступать в колледж, Леонид Анатольевич сказал мне: «Настя, ты уже состоялась. Зачем тебе это?». Я ответила: хочу учиться, погрузиться 24 на 7 в работу и закрыть этот гештальт». 

Анастасия Данилова. Фото: Мария Муравьева / АСИ

В спектакле Настя играет роль директора центра «Доверие» Светланы Николаевны Дробышевой. Когда показывали спектакль в центре «Доверие», Светлана Николаевна узнала себя и в конце на поклонах надела свой костюм клоуна. 

«У меня были слезы на глазах, это было очень круто: эмоции непередаваемые, — рассказывает Анастасия. — Мы выходим на сцену, чтобы что-то сказать. Сегодня мы хотим сказать: это проблема, когда на особенных людей не обращают внимания. Нужно эту тему поднимать. Объединяться и нести нашу мысль людям». 

Фото из архива Анастасии Даниловой

Планы у Насти большие: «Есть драматический театр в Калуге, можно и новый создать театр. Много проектов в Москве есть. Будем работать».

Виктор Симаков. Фото: Мария Муравьева / АСИ

Виктор Симаков с детства любит театр, всю жизнь на сцене.  Это к нему режиссер обращается в начале спектакля с вопросом.

В спектакле «Образ жизни» актер говорит о том, что общество сегодня не вполне готово принять особенных людей и это как минимум неправильно:

 «Мы должны показать всем, что это самые обычные люди, которые достойны жить в обществе, достойны того, чтобы их уважали. 

Фото: Мария Муравьева / АСИ

Владислав Черников исполняет в спектакле роль Мартина Писториуса. На протяжении всего спектакля он не произносит ни звука, а просто сидит в инвалидной коляске и смотрит в зал. И тем не менее он исполняет главную роль — роль человека, который был призраком и перестал им быть, человека, который дал людям надежду.

Владислав Черников. Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Мартин впал в состояние овоща, и он выбрался из этого состояния через много лет. Он не смог ходить и разговаривать, но при этом стал успешным бизнесменом, программистом, мужем и отцом — полноценным членом общества», — говорит Владислав.

Фото: Мария Муравьева / АСИ

На вопрос «Как вы научились играть лицом?» актер отвечает:

«Честно говоря, я впервые «играю лицом». Когда мне предложили это, я не очень понимал, как можно сидеть, не двигаться и при этом играть. Потом я посмотрел интервью с Мартином, где за него говорит компьютерный голос. Сразу пришло понимание, что требуется от человека, которому досталась такая роль».

***

Фото: Мария Муравьева / АСИ

«Не сразу вживаешься, нужно немного времени, чтобы втянуться в ткань спектакля. Но когда ты уже втягиваешься, всё — ты забываешь про все остальное, — делится впечатлениями директор Агентства социальной информации Елена Тополева. — Ребята, конечно, потрясающие. Они уже не будут прежними, они стали другими: такие переживания меняют людей. Что делать остальным? Каждого человека не пропустишь через театр, условно говоря, чтобы он сыграл роль, изменился и что-то понял. Какой выход? Идти и смотреть».

Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике