Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Статьи

«Идеальные соседи по городу»

Как неравнодушные смоляне объединились, чтобы превратить замусоренный за полвека овраг в ландшафтный парк.

Фото: Алена Хлиманова

В Смоленске 30 апреля стартовал третий сезон уборки горожанами Рачевского оврага.

Несколько лет подряд молодой фотограф Роман Бут-Гусаим в одиночку убирал этот заваленный мусором памятник природы, на краю которого стоит его дом. Когда он уже почти отчаялся, внезапно нашел единомышленников.

Роман Бут-Гусаим. Фото: Алена Хлиманова

Все они — люди из совершенно разных сфер: начиная от мастеров по маникюру, бизнесменов, владельцев компаний и заканчивая специалистами по ядерной энергетике. Но все они хотят сделать Смоленск лучше. Как это у них получается — в материале АСИ.

Встреча старых друзей

На улице светит яркое апрельское солнце. Жмурясь, Роман тщательно водит сверху-вниз валиком по металлической двери гаража. Разноцветные теги скрываются под слоями красной краски. Рядом белой краской покрывает разрисованные кирпичные стены задумчивый Денис.

Фото: Алена Хлиманова

«Рома, привет, у нас какая задача?», — прерывает работу только что подошедшая девушка с маленьким ребенком.

«Привет! Можете убирать склоны. Вот мешки для мусора. Перчатки есть? Если нет, то внизу все есть. Или вот можете помогать красить гаражи…»

Откуда-то снизу, из оврага, на краю которого расположились ряды однотипных кирпичных гаражей кооператива «Фантом», раздаются голоса людей. Слева на склоне рычит бензопила, несколько человек разбирают завалы из деревьев. Другие — на дне оврага убирают мусор и приводят в порядок обрывистые берега вдоль небольшой речушки Рачевки.

Люди продолжают подходить, здороваться, обниматься и включаться в работу. Все это напоминает какую-то встречу старых хороших друзей. На три десятка взрослых человек, кажется, сегодня здесь столько же детей. Совсем маленькие гуляют недалеко от занятых делом родителей, кто постарше — стараются помогать взрослым.

Фото: Алена Хлиманова
80
тонн мусора вывезено с 33 тысяч метров оврага за два сезона работы

Это открытие третьего сезона уборки Рачевского оврага 30 апреля 2022 года. За два предыдущих сезона более 700 участников этой работы очистили 33 тысячи квадратных метров оврага и его склонов от 80 тонн мусора, часть из которого отсортировали и сдали в переработку. Еще — высадили более 2 тысяч деревьев и 350 кустарников.

Теперь на очищенной территории есть две благоустроенные площадки, на которых проводятся выставки, концерты, вечеринки, занятия кроссфитом и йогой, а порядок и безопасность контролируют четыре камеры видеонаблюдения. Но так здесь было не всегда.

«В этом сезоне займемся обустройством экотропы. Для этого нужно уложить дорожки брусчаткой, оборудовать подсветку, установить качели. Еще хотим сделать подвесной мост», — рассказывает о планах на ближайшее будущее Роман.

Рачевский овраг протянулся между Авраамиевской и Заалтарной башнями Смоленской крепостной стены. Это один из самых крупных смоленских оврагов длиной более 3 километров.

В его низине протекает Рачевский ручей, но в прошлом это был полноводный приток Днепра — река Рачевка, которая имеет несколько природоохранных зон и родников. Свое название она получила из-за раков, которые когда-то населяли ее чистые воды.

Приблизительный возраст оврага — около 10 тысяч лет. Первые упоминания о расположенном здесь районе Смоленска Рачевка появились в XI веке. Но, по данным Центра по охране и использованию памятников истории и культуры, с V по VII века на этом месте находилось жилое городище.

Сейчас территория речной долины находится в государственной собственности, на прилегающих склонах оврага располагается частный сектор, жилые дома и гаражные кооперативы.

Во время Великой Отечественной войны в доме у Рачевского оврага жил советский поэт Александр Твардовский, который упоминал эту историческую местность в своем стихотворении «В Смоленске».

Собака пьет из очищенной речки Рачевки. Фото: Алена Хлиманова

Дом на краю оврага

Роман Бут-Гусаим — фотограф. Правда, в 2009 году он приехал в Смоленск из Минска, чтобы учиться в  медакадемии. Потом учился в аспирантуре и несколько лет работал по профессии — фармацевтом. А после окончания аспирантуры решил стать полноценным фотографом, как он сам говорит.

В 2016 году Роман переехал жить в дом, который стоял на краю Рачевского оврага. Из окна его квартиры виднелись те самые разрисованные баллончиками ряды кирпичных гаражей. Но тогда молодого человека сильнее впечатлило состояние самого оврага — его склоны застилали многослойные горы разнообразного мусора.

Еще в 70-х годах XX века местным жителям сообщили, что в будущем овраг планируют засыпать. И люди из окрестных домов и гаражей, особо не задумываясь, начали сбрасывать в него все ненужное.

«Ты подходишь к началу Рачевского оврага, а там все в мусоре. Ты копаешь — там мешок с мусором. Немножко копаешь дальше – еще один мешок. Это просто не кончается. Ты думаешь — как вообще можно жить в месте, которое больше похоже на свалку? То есть дом, а вокруг него — свалка. И ты — ну ладно, хорошо, переживу. Может вокруг что-то нормальное есть? Ты идешь вокруг этого дома и смотришь — везде свалка. Начинаешь общаться с людьми и понимаешь, что все согласились, что это нормально. Видишь детей, которые копошатся в этом мусоре, видишь этот ужас и думаешь, как это все исправить», — поражается Роман.

Фото: Алена Хлиманова

За полвека человеческой деятельности этот памятник природы превратился в настоящий мусорный полигон, а бегущая по его дну речка Рачевка пропиталась ужасным запахом нечистот, распространяющимся по близлежащей округе. Но в 2018 году Роман решил, что нужно просто надеть очки и респиратор, взять пару мешков и убрать весь этот мусор. Правда, тогда он еще не понимал всего масштаба бедствия.

После уборки он замечал, что люди продолжают сбрасывать в овраг мешки мусора и убранная территория снова возвращается в «исходное» состояние.

«Через три дня картина повторялась. Ты идешь, видишь этот мусор и сердцу больно. Реально переживаешь эти страдания и думаешь: вот как? Ты хочешь деревья посадить, хочешь какой-то вариант облагораживания сделать, но ты сталкиваешься вот с этим».

Подъем мусора со дна оврага с использованием альпинистского снаряжения. Фото: Алена Хлиманова

Роман не сдавался. Он продолжал убирать мусор, высаживал деревья, повесил таблички с объявлением «Друзья, кто мусорит, тот беднеет». Но ситуация снова и снова повторялась: мусор «возвращался».

Спустя два года попыток очистить овраг молодой человек практически отчаялся. В один из весенних дней, 8 апреля 2020 года, он с соседом высаживал на склоне оврага деревья и увидел, что к ним приближаются несколько молодых людей.

Зная о неблагонадежной репутации Рачевского оврага, Роман предположил, что их идут бить.

День рождения инициативы

В тот же день гиды-экскурсоводы Ольга и Михаил Ефимкины, председатель Фонда идей и инвестиций «Рывок» и куратор креативного пространства «Штаб» Денис Никитас вместе с друзьями решили исследовать Рачевский овраг. Тогда из-за коронавируса в России объявили карантин и молодые люди обсуждали идею обустроить трассу для каньонинга, когда заметили в овраге двух мужчин с лопатами.

Денис предположил, что они вторглись на чужую территорию и сейчас их просто «огреют». Но, подойдя ближе, узнал в одном из мужчин своего знакомого — Романа Бут-Гусаима.

Денис Никитас. Фото: Алена Хлиманова

«Стали его спрашивать, что он здесь делает. Оказывается, он здесь живет, и до этого несколько лет пытался изменить это пространство, — вспоминает эту встречу Денис Никитас. — И Роман как-то подкупил своей искренностью, неподдельностью. Он делает это не ради заслуг, не ради грамот, дипломов, какого-то статуса, а просто потому, что считает это нужным. И мы подключились с разных сторон».

Дата встречи с «двумя мужиками с лопатами» стала датой рождения «Рачевской инициативы».

«Плюс был карантин и вся «творческая прослойка» — я как организатор, фотографы, экскурсоводы, психологи — они все не работали, был запрет на работу. И это лето 2020-го было очень продуктивным именно на субботники, которые здесь были чуть ли не три раза в неделю», — объясняет Денис.

Вместе молодые люди исследовали весь овраг, сфотографировали его и поняли, у каких домов самые проблемные участки. Затем написали «письма счастья» их жителям, чтобы наладить с ними диалог и решить проблему появления нового мусора. Также организовали взаимодействие с городской администрацией — коммунальные службы помогли установить урны и решить проблему загрязнения реки сточными водами, отремонтировали пешеходный мост через овраг, а правоохранители занялись выявлением нарушителей — организаторов свалок.

«В итоге мы начали это все убирать и все стало преображаться. Вы знаете, когда вы видите мгновенный эффект, что вот этот квадрат четыре на четыре сегодня был в бутылках, в стекле, в шприцах, а завтра это нормальная чистая земля, сердце начинает оттаивать. Ты начинаешь любить этот момент», — улыбается Роман.

Ученики школы № 26 убирают Рачевский овраг в 2020 году. Фото: Алена Хлиманова

Когда волонтеры убрали несколько слоев мусора, начали появляться первые удивительные находки. На дне оврага нашлись древние пушечные ядра, старинные монеты, предметы быта и оружие.

Также выяснилось, что на этой территории обитают краснокнижные насекомые и 25 видов птиц, существует многообразие растений — и все это внутри города.

«В 2020 году мы организовали в «Штабе» большой лекторий об этой местности с учеными, географами, биологами, историками. Чтобы те, кто приходят — приходили сюда осознанно, понимали, что это такое: что за река, как она сложилась, какая здесь местность, какие легенды. Чтобы это не было процессом ради процесса», — говорит Денис Никитас.

Фото: Алена Хлиманова

Постепенно об инициативе узнавало все больше людей — об активистах писали в СМИ и снимали телесюжеты. Волонтеров, желавших присоединиться к инициативе, становилось все больше, а результаты работы все заметнее.

«У этого места есть потрясающий потенциал. Я верю, что это место сможет в будущем стать потрясающим парком. Ему нужно только дать толчок, дать ему обновиться. Я вижу, как молодые люди приходят туда, им хочется туда ходить, они видят что это необычное место — это 3,2 километра первозданной девственной природы. Этому месту просто нужно устроить ребрендинг, — уверен Роман».

Активисты «Рачевской инициативы» подвели итоги первого сезона в «Штабе». Фото: Алена Хлиманова

Идеальные граждане

Когда зарождалась эта общественная инициатива, у активистов были амбициозные планы очистить сразу все 3 километра оврага. Но после уборки нескольких сотен метров стало понятно, что это не такая простая задача, процесс будет долгим и трудным, к тому же нужно поддерживать в порядке уже очищенные территории.

Но процесс идет, овраг меняется, меняются и люди. За это время группа волонтеров трансформировалась в свое сообщество, в тусовку своих людей, считает Денис Никитас. По его словам, 95% волонтеров «Рачевской инициативы» — не жители этой территории. Это просто созидательные и инициативные смоляне — не те, кто сидит «ВКонтакте» и ругается, как все плохо, а те, кто выходят и делом доказывают, что могут что-то менять. Эти люди были готовы, они просто ждали какого-то клича.

95%
волонтеров "Рачевской инициативы" — жители других районов города

При этом меняется сознание и у тех, кто просто следит за процессом со стороны. Многим кажется удивительным, как это можно прийти и убирать территорию, которая тебе не принадлежит.

«Инициативы очень важны. И здорово, когда есть люди, которые берут на себя ответственность. Роман дал такой эмоциональный заряд. Это делается не ради галочки, просто есть конкретная проблема, и ее хочется решить. Здесь есть некая тусовка, причем она сформирована не живущими по соседству людьми, а сформирована теми людьми, которые близки по духу, людьми из разных мест. Не такие, которые случайно оказались в твоем доме, а те, кого ты сам выбрал невольно. Это такие идеальные соседи, но только по городу», — заключает Денис Никитас.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике