Когда-то Ирина Сербина была успешным педагогом, победителем первого в Омской области конкурса «Учитель года». Она и сейчас занимается образованием, но взрослых – лидеров НКО и социальных предпринимателей. Именно грамотность, по ее мнению, — залог устойчивости некоммерческого сектора.
В начале 2000-х Ирина Сербина учредила общественную организацию «Ресурсный центр общественно активных школ», которая вскоре переросла в Центр инноваций социальной сферы. ЦИСС стал первой в стране инфраструктурной организацией по поддержке социального предпринимательства и продвижению инновационных подходов в социальной сфере. В 2011 году при нем была создана Школа социального предпринимательства (ШСП), где будущие бизнесмены учатся привлекать ресурсы для решения проблем общества. В 2018-м была организована Школа социальных инноваций (ШСИ): там лидеры НКО учатся не только создавать и «упаковывать» проекты, но и продвигать платные услуги.
Общность слушателей
«В Школу социального предпринимательства люди приходят с разной мотивацией, – рассказывает Ирина Сербина, руководитель Омской областной региональной общественной организации «Центр инноваций социальной сферы».
– Но если человек надеется заработать побольше для себя, мы сразу говорим: это не та сфера.
У нас низкомаржинальный бизнес, который держится на понимании, какие проблемы каких людей он будет решать. Важно, чтобы наши ученики хотели использовать деньги как ресурс для помощи другим».
Уже через год после создания ШСП Агентство стратегических инициатив рекомендовало опыт центра к тиражированию в России. Сейчас ЦИСС со своей программой развития социального предпринимательства работает в 23 регионах страны. Проекты выпускников решают проблемы в разных сферах: переобучение безработных, дошкольное и дополнительное образование, психологическая помощь детям с ОВЗ и их родителям, профилактика здоровья, возрождение народных традиций, защита природы, спортивное развитие, внутренний туризм.
«Проекты «выстреливают», потому что мы идем от реальных проблем людей, – считает Сербина. – Кроме того, во время обучения возникает общность слушателей, ведь ресурсы – это не только деньги, но и люди».
Из общности, создаваемой с помощью ЦИСС, в 2015 году родилась идея Кластера социальных инноваций – первой в России реально работающей модели объединения социальных предпринимателей, бюджетных организаций и НКО.
Так, когда в Омской области сложно было устроить ребенка в государственное дошкольное учреждение, на помощь пришли частные детские сады. Они были готовы составить конкуренцию за счет индивидуального подхода и инновационных развивающих программ. Но вводить в штат медика им было слишком накладно. Тогда медицинский центр «Сколиоз-диагностика» взял на обслуживание несколько частных детских садов. Позже по договору так стали работать и другие резиденты кластера – таким образом внедряются новые услуги, сокращаются расходы, появляется возможность вводить льготы для малообеспеченных.
Некоторые партнеры создают общую бухгалтерию и юридическую службу «вскладчину», тем самым снижая свои затраты и стоимость услуг. Сейчас в состав Кластера социальных инноваций входят 70 социальных организаций и НКО. Лучшим партнерским проектам последние два года выделяется бюджетная поддержка до 1,5 млн рублей.
Школа социальных инноваций, организованная в 2018-м, тоже дала свой эффект: уже первые ее выпускники, продвигающие гражданские инициативы, задумались о финансовой устойчивости проектов.
Так случилось с Анной Гаас, директором Дома культуры Пушкинского поселения, которая пришла в ШСИ с идеей драмкружка для занятий с постояльцами Андреевского психоневрологического интерната. Ей помогли от имени физлица подать заявку в благотворительный фонд Владимира Потанина, получить финансовую поддержку – небольшую, но развившую проект «Особый театр».
Второй проект, связанный с изготовлением театрального реквизита, она разработала, уже создав НКО «Социосфера». А еще через год решила пройти и Школу социального предпринимательства: поняла, для чего ей нужно учиться зарабатывать. Сейчас ее подопечные не только ставят спектакли, но и шьют театральные костюмы уже на платной основе. Прибыль небольшая, но благодаря ей существует «Особый театр».
«Горжусь тем, что у нас в Сибири много людей, желающих творить добро, – продолжает Сербина. – Просто они не всегда знают, как желание перевести в проект. И мы вместе с ними делаем первый шаг – даем информацию, где найти ресурсы, помогаем сформулировать идею, создать проект».
«Народное» предпринимательство и конструктивное взаимодействие
По итогам первого года работы ШСИ было создано 14 НКО. Чем дальше, тем больше – некоммерческие организации стали расти, как грибы: причем, большей частью в сельских районах Омской области. Тогда в ЦИССе решили, что надо «идти в народ».
«Активисты стали писать проекты, получать гранты, работать лучше, и количество вопросов у них стало все больше, – объясняет Сербина. – Регион большой, из сел в город на консультации не наездишься. Мы стали на местах создавать муниципальные ресурсные центры по работе с лидерами НКО, обучать организаторов будущих «ресурсников»».
За три года в области уже создано 20 ресурсных центров (РЦ). Они опираются на потребности жителей и специфику района, развивая то или иное направление. Так, Калачинский РЦ преуспел в разработке социокультурных и туристических проектов. Специалисты Исилькульского центра занимаются сохранением исторического наследия. В Большеуковском районе продвигают молодежную политику, в Тарском – проекты по активному долголетию.
Принцип коалиционного взаимодействия заложен в основу еще одного проекта Омского ЦИСС. Тренеры, которых центр вырастил из собственных учеников, стали вместе с предпринимателями и лидерами НКО обучать социальному проектированию и муниципальных руководителей, чтобы они лучше понимали друг друга. Так родился проект «Дни муниципальных районов», партнером которого стала Общественная палата Омской области.
«Сначала мы сами выезжали в районы, проводили семинары, – рассказывает Сербина. – Но это мало что давало – послушали и разошлись. Теперь районы привозят свои инициативы в Региональный центр по связям с общественностью.
Наша задача – выстроить площадку конструктивного взаимодействия, в результате которой в районах появятся новые социальные услуги, и поступят внебюджетные инвестиции».
Когда муниципальная власть начинает готовиться к мероприятию, она проводит ревизию гражданских инициатив, что помогает увидеть точки роста, поясняет руководитель ЦИСС. Презентацию мероприятия вместе с приглашением ЦИСС рассылает по своей сети НКО и социальным предпринимателям, при этом просит местные власти подготовить список барьеров, которые мешают на местах развитию гражданских инициатив.
«Очень непривычный формат для них, привыкших отчитываться об успехах и достижениях. Но именно в этом и смысл – на переговорные площадки мы приглашаем представителей тех министерств, которые могут помочь устранить проблемы, а Общественная палата берет это дело на контроль. Кроме того, идет биржа контактов: социальные предприниматели и лидеры НКО общаются, находят единомышленников, подписывают соглашения о партнерстве для решения конкретных задач», — поясняет Сербина.
На втором этапе специалисты ЦИСС выезжают в районы вместе с теми, кто договорился о взаимодействии, и проводят на месте стратегическую сессию по выстраиванию проекта и детальному обсуждению планов сотрудничества.
Так, например, общественная организация «Корейская академия тхэквондо» организовала в Любинском районе спортивные секции: объединившись с управлением образования, они привезли инструктора из Кореи, который обучил сельских педагогов.
«Добрые и инициативные люди, чтобы работать на пользу обществу, должны стать успешными, – считает Ирина Сербина. – Надо учиться зарабатывать, чтобы не сидеть на дотациях государства. На мой взгляд, это и есть профессиональный подход, потому что повышает устойчивость НКО».
На сегодняшний день более двух тысяч жителей региона прошли обучение в школах ЦИСС и реализовали около одной тысячи проектов. Выпускники ЦИСС – лидеры НКО и соцпредприниматели – сумели привлечь более 400 млн рублей поддержки, из которых всего 148 млн – субсидии государства. При этом, по словам Сербиной, прекративших свою работу из-за пандемии и кризиса можно пересчитать по пальцам. Более того – в самом сложном 2020 году выпускники ШСП разработали 67 новых проектов, создав 147 рабочих мест.
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.