Большинство представителей современной молодежи при устройстве на работу не только руководствуются желанием иметь большой достаток, но и хотят, чтобы их деятельность приносила пользу.
Согласно исследованию АСИ, больше половины опрошенных молодых людей считают, что работа в НКО дает возможность приносить пользу обществу. А 65% студентов потенциально готовы на работу pro bono.
За последние несколько лет третий сектор экономики показывает значительный рост, а значит увеличивается и количество вакансий в НКО. На некоторые из них могут устроиться даже студенты. Елена Пьянова, специалист по связям с общественноcтью ассоциации «Все вместе», считает, что «третьему сектору нужен приток кадров, здесь рады мотивированным и увлеченным людям, готовым к работе».
О чем же важно помнить студенту, который решил устроиться на работу в НКО.
- Узнать об особенностях работы в НКО
Хотя деятельность НКО не направлена напрямую на извлечение прибыли, во многом в ней работают «бизнесовые» механизмы, а значит и сотрудники требуются с очень разным набором компетенций. С другой стороны, здесь есть и своя специфика. Поэтому первым делом стоит потратить время на поиск информации о работе третьего сектора.
Например, есть НКО, которые занимаются адресной помощью, а есть — системной. У многих основной источник дохода — это гранты, поэтому сотрудники уделяют большое внимание разработке и развитию проектов. Есть распространенное мнение, что в некоммерческом секторе важно уметь работать в команде. Стоит также учесть, что уровень зарплат здесь обычно ниже, чем, например, в бизнесе.
- Определить уровень компетенций
В современном представлении компетенции делятся на «soft skills» или «мягкие», «гибкие» навыки и «hard skills» — «жёсткие» навыки. «Жесткие» навыки – это профессиональные компетенции, которые человек обычно осваивает в учебных заведениях. Например, ведение документации, написание текстов, видеомонтаж, знание иностранных языков и т.д.
«Мягкие» навыки — это дополнительные знания, умения и личные качества человека. К ним относятся: эмпатия, навыки коммуникации, стрессоустойчивость, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Так что второй шаг — составление списка своих компетенций.
В нашей ассоциации уже несколько лет есть услуга по подбору персонала для НКО, входящих во «Все вместе». Это очень разнообразные организации — с благополучателями из совершенно разных категорий, форматы работы и размер штата тоже далеко не одинаковы. И именно благодаря этому опыту можно точно сказать, что универсальных «hard skills» для работы в благотворительности не существует.
Что действительно важно для ищущих работу студентов, так это понимание позиций, которые есть в некоммерческом секторе. Кто такой фандрайзер? Чем именно занимается комьюнити-менеджер в благотворительном фонде или координатор волонтеров? Откликаться на такие вакансии нужно осознанно, разобравшись в требованиях и будущих задачах, познакомившись с работой фонда.
- Разобраться с возможностями
Многие студенты устраиваются на работу, совмещая её с учебой. Это возможность обрести финансовую независимость, а также получить первый опыт, развить навыки и повысить шансы на карьерное развитие после вуза. Однако есть и другая сторона. Высокая занятость нередко приводит к стрессу и снижению эффективности. Поэтому стоит сразу определить, сколько часов есть возможность уделять работе так, чтобы не навредить учебе и оставить время на полноценный отдых и личную жизнь.
Также необходимо подумать о своих границах. Работа в НКО — это часто ненормированный график и необходимость быть на связи чуть ли не круглые сутки. Готовы ли вы к такому? Лучше сразу обозначать потенциальному работодателю, какие возможности у вас есть. Устроит ли вас полный рабочий день или лучше поискать вакансии с частичной занятостью или гибким графиком.
После каждого семестра у многих студентов есть практика, пройти ее также можно в некоммерческих организациях.
- Опираясь на свои интересны и умения, найти вакансию
Теперь необходимо составить список ваших интересов. Также неплохо будет определить свой темперамент и психотип. Для этого можно пройти специальные профориентационные и психологические тесты, многие из них выложены в сети в свободном доступе.
Стоит помнить, что сотрудники НКО нередко испытывают сильную эмоциональную нагрузку, например, кто работает с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, или с тяжелобольными детьми. Не каждый способен долго выдержать боль другого человека. К такой работе необходимо быть эмоционально готовым. Поэтому важно опираться не только на собственные интересы, но и понимать специфику выбранного направления.
Если оценить свои силы пока сложно, то для начала можно попробовать себя в качестве волонтера.
- Составить резюме и сопроводительное письмо
Работодатель должен четко понимать, что вы предлагаете и что он получит, если наймет вас на работу. Рекрутеры советуют составлять несколько резюме под каждую вакансию, на которую вы хотите откликнуться.
Когда будете описывать свои навыки и опыт, не забудьте также указать, где и как вы их приобрели: посещали дополнительные курсы, лекции, семинары, вебинары. В студенческие годы человек не имеет большой опыт работы, но, возможно, занимается волонтёрской деятельностью или организовывает мероприятия в учебных заведениях. Все это тоже опыт, который можно вписать в резюме.
Помимо резюме, хорошо бы составить и сопроводительное письмо, в котором рассказать, почему вы хотите работать именно в этой организации.
Кандидатам очень важно держать в уме, что в большинстве фондов нет отдельных рекрутеров, а просмотр и отбор резюме, обзвон и собеседования становятся для кого-то дополнительной нагрузкой. Поэтому хороший, содержательный отклик на вакансию будет большим плюсом. Информативное резюме рассказывает о навыках, образовании, опыте и так далее.
А вот в сопроводительном письме можно написать о мотивации. Для НКО важно, что человек хочет работать в благотворительности, а не просто срочно ищет работу лишь бы где. Плюсом может стать волонтерский опыт в смежной сфере, о нем тоже можно рассказать в сопроводительном письме.
- Подготовиться к собеседованию
Если вам удалось заинтересовать работодателя своим резюме и сопроводительным письмом, следующий шаг — проявить себя на собеседовании. Заранее изучите информацию об организации и ее деятельности. Подготовьте самопрезентацию и расскажите, что вы можете дать НКО.
Во время собеседования важно не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Так работодатель увидит, что вы заинтересованы в работе.