Новости
Новости
22.11.2024
21.11.2024
20.11.2024
18+
Серии

Инструкция: как правильно закрыть НКО

Как происходит ликвидация НКО и что нужно предпринять для ее успешного проведения.

Фото: Gabrielle Henderson / Unsplash

В том, что делать, если НКО грозит закрытие, и можно ли передать НКО кому-то другому, Агентству социальной информации помог разобраться юрист Ассоциации «Юристы за гражданское общество» Иван Куликов.

Что подразумевается под «закрытием» НКО?

В законодательстве нет такого термина, как «закрытие» НКО, вместо него используется термин «ликвидация». Ликвидация НКО влечет ее «прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей НКО к другим лицам». 

Говоря простыми словами, ликвидация НКО означает полное прекращение существования организации. При этом все ее права и обязанности перестают существовать, она больше не может совершать сделки, принимать на работу сотрудников и так далее. Ликвидация организации — это своего рода ее юридическая «смерть». Отличие от смерти гражданина в том, что в случае с физическим лицом права и обязанности умершего человека переходят к его наследникам, а при ликвидации НКО такого перехода нет.

В каких случаях может произойти закрытие НКО?

Ликвидация НКО возможна в следующих случаях:

  1. Добровольная ликвидация. Она происходит на основании решения компетентного органа управления НКО или иного уполномоченного лица. 

В этом случае ликвидация, как правило, происходит из-за невозможности дальнейшего осуществления деятельности НКО. Причинами могут быть отсутствие имущества, невозможность достижения поставленных целей, отсутствие интереса в продолжении деятельности и т.д.

Для регистрирующих органов причина значения не имеет и не учитывается. Важно, чтобы компетентным органом НКО в установленном порядке было принято решение о ликвидации и соблюдены все формальности, связанные с этой процедурой.

Единственным исключением из этого правила являются фонды: их ликвидация возможна только по решению суда при невозможности продолжения деятельности на основании иска заинтересованного лица. Это может быть руководитель, учредитель фонда и др. 

2. Принудительная ликвидация в судебном порядке. В этом случае ликвидация осуществляется в судебном порядке по иску компетентного органа государственной власти. Основанием для такой ликвидации являются систематические существенные нарушения законодательства со стороны НКО. 

3. Принудительная ликвидация в административном порядке. Такая ликвидация осуществляется путем исключения из ЕГРЮЛ недействующей НКО. 

Недействующей признается та организация, которая в течение 12 месяцев не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

Как подготовиться к процедуре ликвидации?

Прежде чем приступать к ликвидации НКО, стоит обратить внимание на следующие моменты:

1. Наличие долгов перед контрагентами, работниками, а также перед бюджетом

«Ошибочно полагать, что ликвидация спишет все долги. Их стоит погасить до начала процедуры или в процессе ликвидации», — уточняет Иван Куликов. 

Если это не сделать, то при определенных условиях НКО может быть признана банкротом, а контролирующие ее лица привлечены к субсидиарной ответственности по этим долгам.

2. Наличие средств для проведения ликвидации. Ликвидация требует определенных расходов: на услуги нотариуса, госпошлину, изготовление ЭЦП (электронная подпись), подачу сообщений в «Вестник» и Федресурс и др. 

В зависимости от порядка совершения требуемых действий и региона, эти расходы в среднем могут составлять 10-20 тысяч рублей.
Если у НКО нет собственных средств на эти расходы, обязанность по их несению лежит на учредителях.

Фото: unsplash.com

3. Определение судьбы имущества НКО. Имущество, имеющееся у НКО на момент ликвидации, не может быть распределено между ее учредителями/членами, а должно быть направлено на достижение уставных или благотворительных целей. Соответственно, если НКО на праве собственности принадлежит значительное имущество, стоит заранее озаботиться его судьбой и продумать, как им распорядиться.

Как происходит закрытие организации?

Процесс ликвидации можно разделить на три этапа.

  1. Первый этап — принятие решения о ликвидации и уведомление об этом Минюста. На этом этапе компетентный орган/лицо принимает решения по следующим вопросам: 
  • о ликвидации НКО;
  • о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии НКО и ее председателя;
  • о порядке проведения ликвидации.

Решения должны быть приняты органом, к компетенции которого отнесены данные вопросы. Как правило, это высший орган управления. Такие решения должны быть приняты и оформлены в строгом соответствии с уставом НКО.

Заполняется заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица форме Р15016. Данное заявление и требования к его заполнению утверждены приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. В заявлении ликвидатор/председатель ликвидационной комиссии ставит свою подпись, которая должна быть нотариально заверена.

На этом этапе в Минюст должны быть представлены следующие документы:

  • протокол/решение по вышеуказанным вопросам, подписанный, прошитый и пронумерованный, в двух экземплярах;
  • заявление Р15016 с заверенной нотариусом подписью и его заверенная копия.

На последующих этапах ликвидации к представляемым документам (их оформление и количество экземпляров) предъявляются аналогичные требования. Исключение составляют случаи, когда после начала процедуры регистрации была подготовлена усиленная квалифицированная электронная подпись на осуществление ликвидатором своих полномочий. 

При наличии такой подписи на последующих этапах не нужно будет заверять подпись у нотариуса и можно будет подать документы в электронном виде. В противном случае документы должны направляться в бумажном виде лично или посредством ценного письма с описью вложения.

Фото: unsplash.com

После того, как в ЕГРЮЛ будет внесена запись о том, что НКО находится в процессе ликвидации, необходимо подать в «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации НКО. Кроме того, в течение трех рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ (Федресурс).

Важно иметь в виду, что с момента назначения ликвидатора/председателя ликвидационной комиссии это лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа НКО: совершает сделки, подписывает документы и так далее.

2. Второй этап – утверждение промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после истечения срока предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

По истечении указанного срока НКО необходимо сделать следующее:

  • составить промежуточный ликвидационный баланс;
  • принять решение высшего органа об утверждении данного баланса;
  • составить заявление по форме Р15016 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

Все вышеуказанные документы, кроме промежуточного ликвидационного баланса, необходимо представить в Минюст. Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами.

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе:

  • о составе имущества НКО;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Фото: unsplash.com

Кроме того, на этом этапе необходимо произвести взаиморасчеты со всеми контрагентами и работниками НКО, подать необходимые сведения и документы в ФНС и СФР.

3. Третий этап – утверждение окончательного ликвидационного баланса.

После того, как компетентным органом будут приняты документы об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и произведены все расчеты по обязательствам НКО, может быть утвержден окончательный ликвидационный баланс. Его форма не утверждена и при его подготовке также можно руководствоваться рекомендациями ФНС.

На этом этапе в Минюст должны быть представлены следующие документы:

  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол/решение высшего органа об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • заявление по форме Р15016;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.

Третий этап является завершающим и после получения надлежаще подготовленных документов регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации НКО. Только после этого организация считается прекратившей свое существование.

«В среднем все три этапа ликвидации с учетом времени на подготовку документов и их подачу на практике занимают четыре-шесть месяцев», — добавляет Иван Куликов.

Можно ли вместо закрытия передать НКО другим лицам?

Возможен и альтернативный ликвидации вариант, если нынешнее руководство НКО не хочет ликвидировать организацию и есть те, кто готов взять инициативу по осуществлению уставной деятельности в свои руки.

Передать управление НКО можно иным лицам путем изменения состава учредителей и органов управления НКО. Однако это возможно не для всех организационно-правовых форм НКО — выход из учредителей и включение новых учредителей возможны только для корпоративных НКО (общественные организации, ассоциации/союзы и др.), а также для некоторых унитарных НКО (автономные некоммерческие организации, фонды).

Если вы решили таким способом получить контроль над уже существующей НКО, не забудьте провести ее правовой и бухгалтерский аудит для выявления возможных задолженностей и недоимок со стороны этой НКО и других возможных проблем, так как их бремя может лечь на новое руководство НКО.

Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике