Денису Редькину 31 год, в 14 лет он получил травму позвоночника, после чего потерял подвижность ног и в значительной степени рук. Но продолжил жить активной жизнью. Сейчас он — риск-аналитик в одной из крупных страховых компаний.
Помимо работы в финансовом секторе, он задействован в благотворительном фонде «Действуй!» – координирует проект по повышению мобильности людей, использующих инвалидные коляски.
Что важно для передвижения по городу и как его транспортные сервисы могут помочь людям с инвалидностью, Денис рассказывает в интервью АСИ.
Как вы начали работать в некоммерческой организации?
С девятого класса я учился дистанционно, таким же образом закончил и вуз, поскольку тогда не особо представлял собственную мобильность. На последнем курсе университета участвовал в проекте «Путь к карьере» от РООИ «Перспектива», они же помогли мне в дальнейшем с трудоустройством.
С 2015 года удаленно работаю в страховом агентстве, занимаюсь оценкой рисков. В РООИ «Перспектива» познакомился с Ольгой Лоевой, сотрудницей этой организации и будущим директором благотворительного фонда «Действуй!». Она и пригласила меня присоединиться к команде фонда, а энергия что-то делать была всегда, плюс многие вещи для меня самого были очень актуальны и понятны.
В «Действуй!» я координирую участие в проекте «Яндекса», который называется «Помощь рядом»: организуем бесплатные поездки для подопечных фонда на такси в различных российских городах.
Фото предоставлено пресс службой «Яндекс Такси»
Я отвечаю за Москву и Подмосковье, работаю с региональными координаторами. Мы планируем поездки, занимаемся распределением и оптимизацией финансовых средств, формируем квартальные отчеты и разбираемся с другими административными вопросами, важными для работы программы и фонда.
Тема адаптированного транспорта очень актуальна, мобильность – это на самом деле боль.
Во время участия в проекте по трудоустройству меня очень выручала РООИ «Перспектива», оплачивая мои поездки на специальном (адаптированном) такси в свое время, потому что у социального такси, действующего в Москве, есть ограничения – эта служба работает только до семи вечера. Но мероприятия, где нужно было присутствовать очно, заканчивались в восемь-девять часов вечера. Также почти невозможно заказать машину в будни.
Спрос на социальное такси значительно превосходит имеющиеся возможности для организации поездок. Как минимум, просто мало машин.
А эта активность стала для меня своего рода бустом – тогда, в 2015 году, я в принципе не представлял, что смогу где-то работать. И понял, насколько мобильность влияет на качество жизни – учеба, работа, свидания, развлечения.
Дело в том, что многим людям с инвалидностью сложно или невозможно пересаживаться из кресла в обычные легковые автомобили. Например, из-за моей травмы частично парализованы руки: я могу взаимодействовать с компьютером или телефоном, но без посторонней помощи не могу пересесть в обычную машину. Кроме того, коляски с электроприводом часто не помещаются в обычный багажник.
Нужны машины, оборудованные подъемниками или аппарелями, что позволяет загрузиться в автомобиль прямо в коляске и оставаться в ней во время поездки. Фонд сотрудничает с «Яндекс» по проекту «Помощь рядом» с 2021 года, поэтому меня позвали помочь создавать инструкции для водителей, участвовать в фокус-группах и тестировании их нового тарифа «Специальный». Он запущен с декабря 2022 года и предназначен для людей, использующих инвалидные кресла: на заказ приезжают адаптированные микроавтобусы со специальным подъемником, а также специально обученными водителями. Для меня это стало мини (или даже совсем не мини) революцией в плане городской мобильности.
А как вы оцениваете городскую среду — насколько удобно передвигаться в Москве в инвалидной коляске?
Не так давно я стал пользоваться метро – живу на новой ветке, она почти вся доступная. Недочеты еще остаются, но пользоваться можно. Плюс открывают станции, относящиеся к МЦД, здесь всегда предусмотрены лифты и пандусы.
Общественный транспорт развивается, обновляется, но, если говорить про рельсовый транспорт, уровни платформ, остановок и пола вагона могут отличаться, и этот «перепад высот» очень неудобен. Также бывает большой зазор между платформой и транспортом, конечно, хотелось бы, чтобы он был минимальным.
Если попытаться ранжировать предпочтения, то это тариф «Специальный» в «Яндекс Go», Московское городское социальное такси, общественный транспорт и в крайнем случае — частные водители с микроавтобусами с пандусами. Они удобны, но дороже – поездка обходится в 2 500 рублей в одну сторону.
То есть потратить 5 тысяч рублей, чтобы выбраться погулять, это сложно финансово.
Вы сказали, что мобильность влияет на все сферы жизни. Для чего транспорт вам нужен регулярно?
На первое место я бы поставил городские мероприятия, например, концерты, на которые я регулярно, где-то раз в месяц, выбирался до пандемии. Это было большое удовольствие. Было даже так, что в год я посещал примерно 15 концертов: видел выступления Metallica, Rammstein, Scorpions и др.
Затем встречи с друзьями и активности, связанные с деятельностью фонда и темой инклюзии и безбарьерной среды. Например, помимо фонда «Действуй!», я вхожу в совет по доступности Политехнического музея, участвовал в тестировании доступности ЦПКиО имени Горького, на территории которого еще сохраняются сложные для людей с инвалидностью участки.
Очень часто думают, что люди с инвалидностью тусят только с такими же людьми с инвалидностью, и браки заключают такие, а это не так. Я бы сказал, что никаких правил или прослеживающихся тенденций нет, это всегда конкретные истории людей. И вот мне, чтобы встретиться с друзьями, удобнее и проще всего использовать такси.
Существуют ли тематические конференции по созданию безбарьерной среды?
В фонде была возможность подаваться на различные так называемые учебные сессии, по сути, это курсы и тренинги по инклюзии и работе с людьми с инвалидностью, проходившие в европейских странах.
В России мы тоже ездили на похожие конференции. Так, был довольно большой конгресс в Екатеринбурге, затем мы сами проводим тренинги по понимаю инвалидности: что это такое вообще, какие формы бывают, какие трудности существуют, как правильно разговаривать на эту тему.
Для таких активностей у нас есть интерактивные станции, где люди могут сесть в коляску, пробовать двигаться, открыть двери, преодолеть порожек, то есть выполнять какие-то совершенно обычные действия, но непривычным для них образом. Незрячие коллеги проводят свои активности, надевая плотные маски на глаза участников.
Подобные мероприятия полезны для компаний, в которых появляются сотрудники с инвалидностью – так всем становится проще, мы убираем предрассудки и снимаем вопросы. Ведь вокруг темы инвалидности много этических аспектов: какую лексику использовать, можно или нельзя что-то спрашивать, как правильно помочь и пр.
Затем еще была стажировка в США, в Денвере, Колорадо, она была во многом полезна еще и с предпринимательской точки зрения. Я провел несколько недель в компании, которая занимается переработкой электроники и трудоустраивает людей с ментальными нарушениями, РАС и другими подобными формами инвалидности. Дело в том, что помимо организации бесплатных поездок, фонд «Дейсвуй!» помогает людям с инвалидностью с трудоустройством.
Благодаря этим стажировкам у меня нет страха отправиться куда-либо. После этого я был в Штатах еще раз, уже с мамой мы провели там две очень насыщенные недели отпуска.
Если сравнивать виденные вами города с точки зрения комфорта передвижения?
Конечно, смотря как, что и с чем сравнивать. В Москве в плане доступности – очень круто, а затем я был, например, в Нижнем Новгороде – крупный город, принимавший ЧМ по футболу, но вот там даже прогуляться по центру – это целое приключение. Бордюры сделаны часто так, что нужно спускаться с них задом наперед.
В США в крупных городах – я был в Вашингтоне и Сан-Франциско – никаких трудностей ни с одним видом общественного транспорта не возникало, в Лос-Анджелесе была проблема. Однажды по незнанию мы не смогли подняться пешком в обсерваторию, где эти Голливудские холмы (там частный сектор и сложно) — там практически нет тротуаров, нет общественного транспорта, только личные автомобили.
А в вашем родном городе – чего бы хотелось в Москве?
Возможность беспрепятственно передвигаться. Моя личная боль – съезды с бордюров, когда они сделаны неправильно – не в «ноль». Причем это проблема и для велосипедистов, и для самокатчиков, им тоже некомфортно.
Я использую электроколяску, мне некомфортно, но я преодолеваю эти препятствия свободнее. Но если у человека обычная коляска с ручным приводом, и он не спортсмен с сильными руками, то такие вещи становятся настоящей преградой. Эти несколько сантиметров очень важны. Многим трудно с рельсовым транспортом, как я уже говорил, из-за перепада высот и зазоров.
Но есть еще и информационная боль – очень не хватает возможности находить информацию о доступности мест и сервисов, доступных для людей с инвалидностью: хочешь сходить в ресторан или на концерт, приходится звонить, уточнять, возможно ли туда попасть, а также опрашивать друзей или знакомых, которые уже были в этих местах.
Вот хорошо бы были разделы с такой информацией на сайтах учреждений и офлайн-площадок: если есть ограничения, так и написать «есть две ступеньки» или «при входе в зал ступенька». Например, для меня одна ступенька преодолима, а две – проблема. Возможность найти такую информацию онлайн очень нужна.
В целом, тема доступной среды и мобильности очень большая. Я говорил, в первую очередь, о доступности для людей, передвигающихся на коляске. Но, например, для незрячих и слабовидящих людей есть тоже много нюансов. Иногда мы говорим о возможности попасть в ресторан, а иногда людям просто важно выйти из дома на улицу.
Мне бы хотелось, чтобы при планировании любого события, любого проекта учитывалась доступность для людей с разными формами инвалидности.
Чтобы любой человек мог попасть и выступить на любой сцене, прокатиться на речном трамвайчике, попасть на Колесо обозрения, свободно передвигаться по городу и путешествовать. Любые общественные пространства и активности должны быть доступны для всех.