В начале февраля в химкинском лицее №10 произошел конфликт между двумя пятиклассницами. Одна ученица принесла в школу нож, нанесла другой 126 колото-резаных ран. Девочка выжила, но впереди у нее долгая реабилитация.
Интересы семьи пострадавшей представляет адвокат Виктория Дергунова, президент Благотворительного фонда «Юристы помогают детям».
«Произошедшее является прямым следствием пробелов в законодательстве, касающихся вопросов ответственности в ситуациях, когда в образовательных учреждениях сталкиваются с отклонениями в поведении учащихся», — прокомментировала для «РИА Новости» Дергунова, партнер практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation.
По ее мнению, в этом деле защита добивается не только компенсации нанесенного вреда для семьи, но и изменений в законодательстве.
Каких изменений хотят?
Виктория Дергунова — соавтор антибуллингового законопроекта. Его разработчики предлагают прописать в законе понятие травли и ввести два важных инструмента: федеральную программу по профилактике травли и единый стандарт мер реагирования на буллинг.
Если законопроект вступит в силу, образовательные учреждения будут обязаны принять локальные нормативные акты по работе с травлей, исходя из собственных ресурсов. Если они этого не сделают, могут быть привлечены к административной ответственности.
В образовательных учреждениях должны быть созданы специальные подразделения, в которые войдут учителя, школьный психолог, медиатор, ученики старших классов и представители родительских комитетов. Они будут рассматривать случаи травли и принимать меры.
Также планируется, что в учебном заведении будет регулярно проходить независимая оценка психологической обстановки.
«Главная ценность законопроекта состоит в том, что он направлен на формирование действенных инструментов профилактики травли, а не на наказание за ее организацию или участие в ней. Задача — сформировать стойкое неприятие травли у всех участников образовательного процесса», — отмечает Дергунова.
Если законопроект примут, ответственность за защиту учеников от травли не будет ложиться лично на плечи учителей. Санкции предусмотрены только для образовательных учреждений в целом: например, если случаи травли игнорируются.
Изначально законопроект планировали внести в Госдуму осенью 2022 года. «Ведомости» сообщают, что его внесут, но позже, после доработки: в Госдуме планируют провести слушания с участием родителей, педагогов, экспертов, представителей духовенства и самих учеников.
Возможно ли избежать конфликтов совсем?
Ответственность за безопасность и здоровье детей во время обучения и так лежит на учебных заведениях. Например, родители пострадавшей пятиклассницы в Химках уже подали иск к лицею.
Но у школ нет возможности видеть каждого ученика в любую минуту и в любом месте, говорит Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Школьники могут находиться в классах, на лестницах и в туалетах, где нет камер наблюдения.
«Если мы не хотим превратить школу в тюрьму, где надо ходить по коридору с поднятыми руками, а у каждого входа в класс – выворачивать карманы и рюкзаки, то обеспечить тотальное наблюдение за всеми не получится», — уверен эксперт.
Это не отменяет того, что охрана должна быть надежной: ножи и другие потенциально опасные предметы в учебное заведение попадать не должны. Но полностью исключить конфликты — нереально.
«На мой взгляд, важно, чтобы у школы был достаточный ресурс (социальные педагоги, психологическая служба) и возможность своевременно замечать проблемы в поведении отдельных учащихся.
Фото: David Boca / Unsplash
Это вопрос наличия профессиональных специалистов, методической базы и времени для внедрения методик примирения, разрешения конфликтов, борьбы с травлей. Если в школе один психолог на несколько сотен детей, вряд ли у него получится уделить внимание всем, кому необходимо», — объясняет Александр Спивак.
Эксперт согласен с тем, что у школ должны быть рычаги влияния в случаях травли. Но не только на учащихся, но и на их родителей.
Например, нужно исключать ситуации, когда семья игнорирует рекомендации психолога или советы специалистов обследовать ребенка. В итоге, когда что-то происходит в стенах школы, ответственность за это полностью ложится на плечи руководства — а это тоже неправильно. При необходимости семье нужно предоставить помощь и поддержку, социальное сопровождение.
«И конечно, нужны законодательные решения. Например, правовая возможность через комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или другие органы защиты детей предъявлять родителям законные требования в интересах безопасности учеников. Чтобы семья тоже понимала, что несет ответственность за потенциально опасное поведение своего ребенка», — считает Спивак.