Пять лет назад жительница Озерска Анна Кострикова стала помогать нуждающимся после того, как оказалась на их месте. Справившись с жизненными трудностями, сначала волонтерила, а полтора года назад открыла некоммерческую организацию «Добро». Она оказывает социальную адресную помощь 46 семьям из трех малых городов Челябинской области.
Руководитель центра рассказала АСИ, как выручает подопечных и почему молодая НКО сама едва держится на плаву.
«Жила на всю катушку»
Центр помощи нуждающимся людям «Добро» поддерживает малообеспеченные семьи из Озерска, Каслей и Карабаша. Несколько лет Анна Кострикова курсирует между этими городами за рулем автомобиля. Преодолевая десятки километров, руководитель НКО привозит подопечным продукты, вещи, консультирует по важным вопросам и всегда на связи с ними. Проблемы нуждающихся ей знакомы не понаслышке.
«Я никогда не страдала алкогольной и наркотической зависимостями, которые есть у 45% подопечных, но знаю, какого это остаться без средств к существованию и крыши над головой. Знаю права человека, как восстановить документы, как найти подход к соцслужбам, сама это все проходила на протяжении шести лет», — рассказывает Анна Кострикова.
В 15 лет Анна осталась без родителей. Воспитали сироту родственники. Начав самостоятельную жизнь, устроилась на комбинат. Жила в доставшейся по наследству квартире и ни в чем не нуждалась, пока в 22 года не потянуло в большой город.
«Продала квартиру в Озерске и купила комнату в Челябинске. Потом и ее продала, а деньги все потратила. Молодая была, глупая, финансами распоряжаться не умела. Ходила в кафе, в клубы на дискотеки, жила на всю катушку. Деньги закончились, поняла, что надо возвращаться домой. Там вся родня, друзья, а в областном центре никого», — вспоминает она.
Однако вернуться в закрытый город атомщиков, куда попасть можно только по пропускам, оказалось непросто. По словам Анны, несколько лет добивалась спецразрешения снова жить в родной «запретке». Чтобы туда переехать, нужно иметь прописку, близких родственников или приглашение от работодателя.
Ни того, ни другого у девушки не было: «Я несколько лет копила на долю в квартире, чтобы сделать прописку. Долго восстанавливала утерянный паспорт. Оббивала пороги многих служб, учреждений. Теперь понимаю, что чувствуют люди, которым помогаю. Ведь у госслужащих на лице написано недовольное «что приперся?», отношение к бездомным, нуждающимся — равнодушное. Зачастую, люди просто боятся ходить по кабинетам, отстаивать свои права».
Сейчас все позади – Анна обзавелась своим жильем в Озерске, работает и занимается любимым делом. Отметила, что даже рада тем обстоятельствам, которые с ней произошли.
«Живешь на всем готовом припеваючи, и вдруг получилось, что ты никто, и звать тебя никак. Куда-то сразу девается гордость, напыщенность. Начинает меняться характер, становишься добрее. Я благодарна этому жизненному уроку, тому, что не стала бродяжничать, не спилась, а становилась лучше, повзрослела. Если бы эта ситуация со мной не случилась, вряд ли бы стала помогать людям», — размышляет руководитель НКО.
«Ищем корень проблемы»
Пять лет назад Анна Кострикова познакомилась с сотрудницами челябинского Центра социальной помощи «Жизнь». Они подробно рассказали о своей работе, как кормят обедами бездомных и нуждающихся в мобильном пункте. Тогда озерчанка загорелась желанием тоже помогать людям и стала волонтерить в открывшейся в соседнем Кыштыме социальной столовой. Здесь она познала всю «кухню» НКО.
«Я задумалась, как помочь этой благотворительной столовой найти деньги на продукты, — рассказывает Анна. — Искала финансы и стало получаться. Сначала удалось собрать средства на краудфандинговой платформе, затем училась писать заявки на получение президентских грантов. Отпрашивалась с работы, брала даже кредит, чтобы жить на время учебы в Челябинске. Очень жаждала помогать. И вот в 2020 году первая победа! Даже не верилось. Всего было пять выигранных грантов».
Девушка ежегодно посещала Южно-Уральский гражданский форум, обучающие семинары для сотрудников некоммерческого сектора. Вскоре решила открыть свою благотворительную организацию «Добро» и работать в другом направлении. 46 малоимущих и многодетных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стали получать социальную адресную поддержку. Раз в месяц им выдают продуктовые наборы, чтобы могли сэкономить средства на другие нужды. При необходимости оказывают вещевую помощь.
Руководитель НКО подчеркивает: ее цель не просто накормить семью, а вывести из кризиса. Ведь почти половина родителей зависима от вредных привычек.
«Меня часто спрашивают: «Зачем ты их кормишь? Ты им закуску привозишь». Но в этих семьях растут дети, и я делаю все возможное, чтобы родители завязали с алкоголем и наркотиками.
Прежде чем, к примеру, оказать посильную помощь в трудоустройстве, сначала нужно вывести людей из этого состояния. Долго разговариваем по душам, и родители охотнее идут на контакт. Постепенно находишь к ним подход, подводишь к тому, чтобы закодировались. Если соцслужбы забрали ребенка, помогаю вернуть, отправляю на реабилитацию в центр, помогаю сделать ремонт. Это при условии, что человек действительно хочет перемен», — говорит Анна Кострикова.
Равные консультанты
Недавно за подопечными закрепили равных консультантов, которым когда-то НКО тоже помогла справиться с зависимостями и начать новую жизнь.
«Равные консультанты рассказывают свою историю, проводят мотивирующие беседы. Мы три раза в неделю консультируем индивидуально каждую семью. Ищем корень проблемы. Чаще всего это какая-то психологическая травма, нанесенная в детстве. У каждой семьи своя боль. Многие не верят в лучшую жизнь, говорят, что привыкли так существовать. Мы объясняем, что выход есть, нужно напрячься. Чем сложнее семья, тем интереснее с ней работать. И когда она меняется на глазах, мы очень радуемся», — продолжает Кострикова.
Отдельное внимание центр «Добро» уделит ВИЧ-инфицированным членам семей. Сотрудники обучаются в школе равных консультантов. Затем планируют открыть анонимный кабинет, где пациенты и их близкие смогут получить консультацию, пройти тестирование на ВИЧ.
Зачастую подопечным семьям нужна консультация соцработника, юридическая и психологическая поддержка при разводах, потере близких и работы.
«Благодаря работе психолога три семьи с зависимостями смогли наладить взаимоотношения с родными. Помирились, начали общаться, родня стала в них верить. Юриста в основном привлекаем по правам ребенка. Было немало просьб помочь вернуть детей из детского дома. У одной из мам забрали трех детей. После большой проведенной работы, четырех судов, семья воссоединилась. Также решаем какие-то бытовые вопросы, к примеру, когда человека выгнали и не пускают в жилище, где он прописан. Вообще ситуации разные: дом сгорел, муж выгнал и некуда пойти, работу потеряли. Мы стараемся довести поставленные задачи до положительного результата», — поделилась Анна Кострикова.
«Благотворительность — моя жизнь»
Анна призналась, что нуждающихся в малых городах предостаточно, но НКО сложно всем помочь:
«В маленьких городах люди почти не жертвуют. Та социальная аудитория, которой мы помогаем, неинтересна жителям. Нет толерантности у населения.
В месяц может 500 рублей на счет упасть и чтобы собрать те же продуктовые наборы, мне и неравнодушной команде приходится вкладывать личные средства. Выражаю огромную благодарность и тем немногим жителям Озерска, которые на постоянной основе жертвуют продукты для нуждающихся семей на акциях «Корзина доброты». В прошлом году нам помог выигранный губернаторский грант. Сейчас на свои финансы существуем. Также есть проблема с нехваткой волонтеров».
Несмотря на трудности, Анна Кострикова с оптимизмом смотрит в будущее — строит большие планы, разрабатывает новые проекты. В мечтах открыть кризисную квартиру в Карабаше или Каслях для женщин, столкнувшихся с домашним насилием. Уверена, что все получится.
«Благотворительность – моя жизнь, — говорит руководитель Центра помощи нуждающимся «Добро». — Я уже не представляю другой.
Мне если в голову пришла мысль, то не могу спать. Думаю, как этот проект реализовать. Да, есть неудачи. На губернаторский грант заявлялась, с третьей попытки только выиграла. Кто-то бы просто сдался, но я не могу подвести людей. Иногда от всего устаешь, потом задаю себе вопрос: «А кто, если не я? Что будет с этими семьями, которых я уже «приручила»?». Все. Усталость проходит. Иду дальше».