«Трудно быть родителем»
Мы не рождаемся супругами и родителями. Не у всех нас в детстве была крепкая счастливая семья. Не каждый из нас рос в атмосфере понимания и принятия. Поэтому, когда приходит время вступать в брак и рожать детей, возникает масса вопросов, на которые в свое время не было получено ответов.
Как сохранить любовь между супругами? Как любить ребенка, но при этом его не избаловать? Что делать, чтобы дели слушались? Надо ли их наказывать?
Очень часто новоиспеченные мамы и папы, к сожалению, бывают не готовы к своей новой роли родителей и двигаются по этому важному, но непростому пути приходится буквально наощупь.
На собственном опыте 25 лет назад я поняла, что важно учиться быть родителем — это особая миссия в жизни человека.
Спустя время, 10 лет назад, мы приступили к созданию программы психолого-педагогической поддержки для мам и пап из желания помочь семьям с детьми. А в этом году отметим три года с момента основания нашей некоммерческой организации «Азбука семьи», созданной усилиями педагогов, психологов, опытных родителей и усыновителей для помощи мамам и папам.
Сегодня мы развиваем Всероссийскую сеть бесплатных школ осознанных родителей, где мамы и папы получают психолого-педагогическую и социальную поддержку, получают важнейшие знания и делятся собственным опытом.
Как и многие социальные проекты, наш – родом из жизни. Первые 10-15 лет брака мы с супругом испытывали массу сложностей, не умели заботиться друг о друге и строить гармоничные отношения. К сожалению, и его, и мои родители развелись. Это наложило свой отпечаток. У нас перед глазами не было модели стабильной семьи.
Сложные отношения супругов часто негативно сказываются на детях. Нашей дочери было неспокойно в такой семейной атмосфере, она тревожилась и много болела. А в подростковом возрасте у нее начался мощнейший бунт, отрицание авторитета родителей.
Что нас спасло? Мы пришли в Школу приемных родителей и узнали о том, что у семьи есть свои психологические законы, что отношения в браке можно целенаправленно укреплять, что формирование надежных и гармоничных детско-родительских отношений – это выполнимая задача даже если кажется, что контакт с ребенком уже потерян. Главное, осознать проблему и начать работать над решением семейных задач.
Я поняла, что мы получили наконец ценнейшие знания, многие из которых жизненно необходимы всем родителям, а не только тем, кто планирует усыновлять. Так и родилась идея, что для обычных мам и пап тоже нужно создать Школу родителей.
С 2012 года я начала собирать научную базу, строить основу программы. Это заняло семь лет. По образованию я педагог, кандидат наук. А в этот период проходила еще и массу тренингов, курсов повышения квалификации, чтобы погрузиться в основу семейной и детской психологии. Последние три года мы апробировали программу «Азбука счастливой семьи», по которой сегодня работают школы родителей, и проходили научные экспертизы, верификацию.
«Решение проблемы – в понимании ее первопричин и умении работать над отношениями»
Наша авторская программа легла в основу книги-тренажера «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства».
Начиная свой путь работы с родителями по этой программе в 2020 году, мы сначала апробировали ее на нескольких группах. И увидели эффект. Люди начали применять рекомендованные инструменты на практике. Многие отмечали, что долгое время просто не видели, не понимали потребностей супруга! А это очень важно.
И детям в семьях, где родители начинают работать над своими отношениями, становится спокойнее, это влияет в том числе на здоровье, на учебу. Появляется волшебное умение понять своего ребенка. И тогда оказывается, что он не просто кричит: он устал, заболел, ему не хватает внимания, есть сложности в школе – причин может быть масса. А когда понимаешь причину, то можешь поработать с ней.
Семьи стали учиться не усугублять проблемы, а решать конфликты. Кроме того, обучение оказалось невероятно востребованным. Желающих сегодня намного больше, чем позволяют принять скудные ресурсы нашей организации. Сейчас мы в процессе поиска решения этой проблемы.
Также стало понятно из практики, что школы нужны не только тем родителям, которые хотели бы улучшить атмосферу в семье, но семьям, которые столкнулись с тяжелыми кризисами, социально опасным положениям. К сожалению, в семьях группы риска мы неизменно видим крайне низкие родительские компетенции. Им нужна поддержка, чтобы они могли справиться с жизненными трудностями и их детей не отправили в приют.
Если для семей, которые испытывают серьезные трудности, нужен формат социально-психологического тренинга, глубокая проработка именно в школах осознанных родителей, то многим семьям, где нет особых проблем, подойдет и облегченный вариант получения знаний. То, что мы называем «Всеобучем для родителей».
Более 2000 тысяч родителей прошли программу в формате Школ осознанных родителей. Еще больше мам и пап ознакомились с ней в формате «всеобуча».
По результатам анкетирования 96% родителей отмечают, что получили новые важные для них знания. У 60% родителей улучшились отношения с детьми. Многие родители (26%) пишут, что ощущают прилив внутренних ресурсов. У большинства улучшились супружеские взаимоотношения, обстановка в семье стала более экологичной.
Готовый формат «бери и делай»
Поддержка семей с детьми, к счастью, за последние годы существенно усилилась – много проектов по индивидуальной работе с семьей, есть горячие линии, но группового офлайн-формата школ родителей долгое время не было. А мы видим, что именно он помогает, дает реальный эффект. О этом говорит и государственная верификация программы. Специалисты Министерства просвещения РФ глубоко изучили нашу программу, их выводы состоят в том, что школы родителей нужны, регионам рекомендуют использовать этот инструмент. Программа «Азбука счастливой семьи» прошла научную экспертизу в Санкт-Петербургском государственном университете и в Институте изучения детства, семьи и воспитания и рекомендована родителям детей от 0 до 18 лет.
Вместе с Институтом воспитания мы разработали на базе нашей программы методический комплекс для школ и детских садов. Скачав готовые материалы, видеоуроки, памятки, любой педагог и воспитатель может проводить встречи с родителями. Специалисту не придется перерабатывать огромное количество источников – научных трудов по педагогике и психологии – он идет уже по готовому маршруту.
О том, что такая работа остро необходима, говорят факты. Нам еще нет трех лет, но мы плотно сотрудничаем уже с 26 регионами России, сегодня 72 школы родителей работают в 51 населенном пункте. Кроме того, несколько тысяч педагогов в школах и детсадах проводят встречи по «Азбуке счастливой семьи» с родителями. Для коллег совместно с Институтом воспитания регулярно проводим поддерживающие вебинары, на них приходит от трех до шести тысяч педагогов.
Чтобы для семей такое обучение было доступно и бесплатно, мы стараемся выстраивать сотрудничество с государственными организациями. Министерство просвещения РФ в начале года направило письмо в регионы с информацией о нашей программе «Азбука счастливой семьи», призвав структуры на местах включаться в работу по обучению родителей. Министерство труда и социальной защиты РФ 22 мая 2023 года также направило письмо в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения с предложением учесть в своей работе опыт школ осознанных родителей «Азбука семьи». И мы очень благодарны за то, что программу заметили.
Да, обязанности создавать такие Школы на местах у коллег нет. Сегодня все держится на нашем энтузиазме и энтузиазме специалистов, преданных своему делу. Но в регионах очень многие люди понимают важность такой работы, поэтому они активно включаются в нее, подхватывают практику и несут знания родителям.
Мы оказываем коллегам методическую поддержку. Делаем это бесплатно. Приходится постоянно искать возможности для этого, а руководителям нашей организации работать пока без оплаты труда. Но важно, безусловно, постепенно «приземлять» эту работу на государственный уровень. Она не должна быть только волонтерским трудом — специалисты должны получать зарплату, а школы родителей должны быть доступны для всех мам и пап.
Если бы в законодательстве была закреплена необходимость проведения таких школ родителей, это внесло бы существенный вклад в профилактику семейного неблагополучия в нашей стране. И, как показывает практика, в профилактику социального сиротства тоже.
Формат работы с родителями необходимо ввести как обязательный этап работы с группами риска, с теми, кто находятся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. В том числе с алко- и наркозависимыми родителями после прохождения ими лечения и медицинской реабилитации. Многие супруги в таких семьях сами когда-то, будучи детьми, прошли через жестокое обращение или были свидетелями трагических событий. Это теперь порождает трудности в созданных ими семьях.
Надо помогать, причем комплексно: сначала – лечение от зависимостей, работа над социальной адаптацией, необходимая юридическая помощь (в том числе с трудоустройством, документами), а после – обучение в Школе осознанных родителей. Важно, чтобы родители в результате действительно проявили осознанность, ответственность за свою родительскую роль, ушли от иждивенческой позиции в жизни. Наша задача – закреплять такую осознанную позицию, помочь родителю стать активным создателем собственной жизни и жизни своих детей.
Когда удается собрать воедино весь комплекс помощи кризисным семьям – медицинское, социальное, психолого-педагогическое сопровождение, эффект становится более устойчивым. Например, сотрудничество с Министерством социального развития Ульяновской области и ульяновской организаций «Родные люди», которая занимается реабилитацией сложных семей, приносит достойные результаты.
За 2022 год коллегам удалось сохранить в семьях около 300 детей путем реабилитации их родителей. А 26 детей вернулись к родным мамам и папам из детских домов благодаря комплексному сопровождению и восстановлению семей.
Пожалуй, это самые важные результаты в сфере защиты детства. Активная социальная работа по нашей программе ведется и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Здесь совсем недавно прошли курсы повышения квалификации для специалистов, в рамках которых психологов обучили работе по нашей программе.
Сейчас, после того, как на уровне государства поднят вопрос о важности укрепления семей и развития родительских компетенций, мы наблюдаем волну ажиотажа: специалисты на местах буквально «на коленке» пытаются срочно изобрести некие родительские курсы.
Однако если обучение будет выстроено поверхностно, не пройдет предварительной апробации и научной экспертизы, результаты могут быть противоположные ожидаемым. И это дискредитирует сам смысл родительских школ.
Поэтому «Азбука семьи» продолжает масштабировать уже готовую программу работы с родителей, которая рекомендована официальными ведомствами и профессиональными специалистами.
Наша мечта — поддержать максимально большое число российских родителей на пути сбережения своих отношений с супругами, с детьми и помочь им выйти на качественно новый уровень психологического благополучия в семье.
Поддержать проект «Азбука семьи» и развитие общероссийской программы организации школ осознанных родителей можно здесь.
Диана Машкова — основатель АНО «Азбука семьи», писатель, педагог, кандидат филологических наук, член Экспертного совета Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной думы РФ, член рабочей группы при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению в РФ Десятилетия детства, многодетная мама.
Записала Марина Лепина