20 июля депутаты Госдумы проголосовали за поправки в закон «О психиатрической помощи», которые, по словам экспертов третьего сектора, могут ухудшить правовую защищенность людей с психическими расстройствами и усложнить контроль за условиями их жизни в психоневрологических интернатах (ПНИ).
Изменения внесены в закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Упразднена статья 38 этого закона, в которой говорится, что государство должно создавать независимую от органов исполнительной власти службу защиты прав пациентов психоневрологических интернатов. В других странах такие службы принимают жалобы людей с инвалидностью и могут направлять обращения в органы власти.
Кроме того, для того чтобы временно покинуть ПНИ, нужно будет получать согласие директора интерната. Согласно закону, этот отказ обжаловать нельзя. Помимо этого, в закон не включили прямой запрет на изоляцию жителей ПНИ и на ограничение прав на прием посетителей. Закон также подразумевает, что человек может выписаться из ПНИ только, если врач-психиатр даст заключение о способности человека с ментальными нарушениями самостоятельно жить дома или если у него есть тот, кто может за ним ухаживать. По словам НКО, это не учитывает проекты сопровождаемого проживания.
Представители 74 НКО, подписавшие письмо, подробно объяснили, почему это может усугубить и без того сложную ситуацию в ПНИ (АСИ ранее писало о ситуации в ПНИ №10). Свое мнение об изменениях учредитель фонда «Вера», директор Центра паллиативной помощи Москвы Нюта Федермессер, которая первая выступила против поправок, выразила в Государственной думе накануне чтений: «Я думаю, что я не буду больше заниматься федеральным законодательством, потому что мы с вами вашими же усилиями живем в стране, где законы пишутся и не соблюдаются. Где законы голосуются, совершенно безумные, потому что вы думаете, что вас и ваших семей они не коснутся».
Опубликовав видео из Думы, Нюта Федермессер добавила в своем телеграм-канале: «Поправки, узаконивающие бесправие тех, у кого уже и так ничего не осталось, – жителей интернатов и детских домов. Потому что они живут в стране, которая обещает им лучшее, но отнимает последнее – право на человеческое достоинство».
Обращения НКО
НКО продолжают публиковать официальные обращения, письма и посты в своих сообществах; кроме того, многие сотрудники организаций задействуют личные страницы в соцсетях.
«Мы обязательно поборемся дальше за изменения этого закона, еще есть инстанции! Надо вернуть в закон Службу защиты прав пациентов (без независимых защитников у людей в ПНИ не будет никаких перемен в жизни)! Надо упростить выписку людей из ПНИ (интернаты не тюрьмы)!», – написала у себя в соцсетях Светлана Мамонова, директор по внешним коммуникациям благотворительной организации «Перспективы».
С официальным обращением 17 июля выступил фонд «Антон тут рядом», отметив, что законопроект «может повлиять на жизни десятков тысяч людей с ментальной инвалидностью и их близких», усложнить процесс перевода людей из ПНИ в квартиры сопровождаемого проживания.
«Может не стать независимых служб, которые должны защищать права граждан с ментальными нарушениями. А еще законопроект не включает прямой запрет на применение в ПНИ мер физического стеснения и изоляции. Важно остановить его принятие», – говорится в сообщении.
В Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» отметили, что закон «ставит крест на возможности принятия закона о распределенной опеке, который бы позволил назначать недееспособным людям несколько опекунов, включая НКО».
«Строительство интернатов – тупик и путь в никуда»
«Перспективы» отметили, что в законопроекте их «смутил пункт, касающийся обучения персонала, который сейчас возложен на директоров интернатов».
«Все-таки важно предусмотреть разработку самого плана обучающей программы и использовать для этого внешние ресурсы профессионалов в этой области. Также особое внимание стоит уделить сопровождаемому проживанию и реальному механизму перевода людей из интернатов на сопровождаемое проживание и развитию внестационарных услуг», – говорит Светлана Мамонова, директор по внешним коммуникациям «Перспектив».
Предлагаемое строительство новых интернатов в Петербурге Светлана характеризует как «тупик и путь в никуда». По ее мнению, для тех людей, которые сейчас ждут своей очереди для перевода в интернат необходимо предусмотреть альтернативные варианты.
«Нужно примерно 150 квартир по 6 комнат с круглосуточным сопровождением, вокруг которых в районе будут строиться центры дневного пребывания, занятости и реабилитации. И эта инфраструктура, созданная не в ПНИ, а в городской среде, будет востребована и людьми, которые живут в своих семьях или в квартирах сопровождаемого проживания.
Сотрудники благотворительной организации «Перспективы» рассказывают соцсетях о людях с тяжелыми множественными нарушениями, которые благодаря жизни в домах сопровождаемого проживания от «Перспектив» могут работать, иметь хобби, посещать интересные им городские события, выбирать, что им есть и носить, — словом, жить более полноценно и качественно.
Кроме того, расчет всех затрат на одного человека показывает, что квартиры сопровождаемого проживания – это более эффективное капиталовложение, чем ПНИ.
Благотворительная организация участвует в работе региональной группы, которая после скандала в ПНИ №10 занимается реформированием системы психоневрологических интернатов в Санкт-Петербурге. В группу вошли специалисты, чиновники, депутаты, общественные деятели, правозащитники и НКО. Изменения должны коснуться восьми психоневрологических интернатов для взрослых и пяти детских домов-интернатов.
Комплексный план реформирования интернатов состоит более чем из 50 пунктов, среди них — разукрупнение учреждений, увеличение их штатной численности, создание службы защиты прав людей с психическими заболеваниями.
«В целом мы позитивно относимся к созданию такой рабочей группы и тому, что наша региональная власть решила всерьез заняться реформированием психоневрологических интернатов и вернуть нашему городу пальму первенства в вопросах волонтерского движения, открытости учреждений и так далее. Надеемся, что у нас получится многое изменить».