В июле 2023 года Ассоциация менеджеров подготовила исследование «Тренды корпоративных программ благополучия сотрудников в российских компаниях 2023». Выяснилось, что больше половины компаний используют программы well-being.
Well-being — программа или комплекс мероприятий, которые помогают привлекать и удерживать кадры. В понятие входят забота о благополучии и внутреннем состоянии каждого члена команды.
Чаще всего, по результатам исследования, бизнес заботится о физическом состоянии команды, старается создать комфортную рабочую среду и помогает сотрудникам в профессиональной самореализации. Среди наиболее распространенных практик:
- полис ДМС есть у 96% компаний, которые поддерживают физическое здоровье сотрудников;
- те же 96% компаний заявили, что оборудуют места для приема пищи и следят за техническим оснащением рабочего места;
- 77% респондентов рассказали о привлечении сотрудников к волонтерским программам, 68% — к благотворительным акциям;
- для развития профессионализма компании проводят для сотрудников тренинги, составляют индивидуальный план развития и оплачивают образовательные курсы;
- в направлении поддержки ментального здоровья 80% компаний (которые реализуют это направление) оплачивают сотрудникам встречи с психологами.
Агентство социальной информации поговорило с тремя НКО, чтобы узнать, как они заботятся о своей команде.
Внутренний нетворкинг и корпоративные скидки на консультацию психолога
«Благотворительный фонд «Второе дыхание» очень ценит свою команду и стремится развивать ее», — рассказывает Наталья Кудряшова, HRD фонда.
У сотрудников фонда гибкий график работы, чтобы каждый мог распоряжаться рабочим временем так, как ему комфортно, и не чувствовать при этом «давления со стороны руководства». График позволяет избежать опозданий: если сотрудник начал работу на два часа позже, его рабочий день просто сдвигается на то же время. До пандемии COVID-19 сотрудники «Второго дыхания» могли работать раз в неделю из дома, после пандемии по согласованию руководителя можно взять больше удаленных дней.
«Мы также уделяем особое внимание корпоративному волонтерству и периодически организуем для коллег оплачиваемые волонтерские выезды. Волонтерство дает нашим сотрудникам возможность видеть смысл и результат своей работы, даже если это просто офисная деятельность», — поясняет Наталья.
После года работы в фонде сотрудник получает полис ДМС, позволяющий покрывать медицинские услуги в частных и государственных клиниках. В полис также входит годовая возможность консультироваться с медицинскими специалистами онлайн.
Для тех, кто только устроился на работу, «Второе дыхание» реализует программу онбординга (адаптации сотрудников). В нее входят welcome-встречи, welcome-book, в котором расписаны аспекты работы, чек-лист для новичка и план работ на испытательный срок, который нужно заполнить вместе с руководителем. К новому сотруднику приставляют наставника и бадди (наставник, который оказывает поддержку). В первые дни работы человека приглашают на экскурсию по складу фонда в Москве и знакомят с коллегами.
В фонде считают важным выстраивать и поддерживать горизонтальные связи, добавила Наталья Кудряшова. В корпоративном чате команды зашит чат-бот Random coffee, который позволяет сотрудникам раз в неделю запланировать неформальную встречу тет-а-тет для внутреннего нетворкинга. Это, по мнению Натальи, помогает команде лучше узнать друг друга.
Фонд поддерживает сотрудников в обучении, например, оплачивает онлайн-курсы и спонсирует обучение в Московской школе профессиональной филантропии фонда «Друзья». Помимо этого сотрудники могут рассчитывать на партнерские и корпоративные скидки на покупки в благотворительных магазинах Charity shop, на консультации с психологом и на обучение на профильных курсах.
«Мы стараемся доносить до сотрудников важность отдыха и соблюдения work-life balance – пишем отложенные сообщения, ставим отбивку на корпоративной почте об отпуске и стараемся не беспокоить коллег в отгулах», — поясняет Наталья.
За последнее время команда фонда прошла курс, посвященный профилактике выгорания, и встретилась в офисе с психотерапевтом, прочитавшим лекцию о важности заботы о себе и отдыха.
«Планерки гордости» и прекрасный офис
«Стабильная эффективная команда — важнейшая задача любой организации. Особенно в благотворительности, где специалисты постоянно сталкиваются с большим количеством несправедливости и тяжелых жизненных историй подопечных. В стратегии развития нашего фонда есть отдельный фокус на команду, в которой сейчас уже более 500 человек (с учетом наставников и волонтеров)», — рассказывает Мария Малкина, директор по стратегии и развитию Благотворительного фонда «Солнечный город».
Каждую неделю фонд проводит планерки в разных форматах: где-то сверяют показатели, где-то обсуждают текущие задачи, где-то проводят «планерки гордости». Это, по словам Марии, и есть встреча для поддержки и профилактики выгорания.
«Представители каждого направления делятся самым важным, люди рассказывают вдохновляющие истории из работы своих проектов, кто-то рассказывает о каких-то личных событиях. Мы не ограничиваем и не ставим определенные рамки: каждый говорит о чем хочет, понимая, что он в безопасной среде», — объясняет Мария Малкина.
Еще один способ поддерживать команду — разговаривать с людьми. За последнее время, по словам Марии, в мире происходит очень много волнительных событий, поэтому важно регулярно «заземлять» команду, спрашивать, как они себя чувствуют и как окружающее влияет на их работу.
«В особенно сложные периоды мы можем просто собрать народ в офисе и вместе лепить пельмени. Не для сплочения команды, а для формирования ощущения, что даже в турбулентное время работа в «Солнечном городе» — это островок стабильности».
Недавно в фонд взяли HR-менеджера, потому что большая команда должна работать с отдельным специалистом. Процессы пока настраиваются, но по наблюдениям, сотрудники уже стали чаще приходить и рассказывать о своем состоянии.
«Солнечный город» поддерживает традицию отмечать вместе праздники: Новый год, дни рождения, 8 Марта и 23 Февраля. К Новому году сотрудникам вручают дипломы за успехи в работе, иногда и в шуточных номинациях. Это хорошо воспринимается со стороны команды.
Благодаря поддержке стратегического партнера, компании NL International, фонд работает в большом и прекрасном офисе в центре города. Это преимущество, считает Мария, потому что часто благотворительность представляется живущей в подвале или маленькой комнате.
Еще один партнер фонда — центр «Харизма» — приглашает сотрудников на бесплатное обучение и консультации бизнес-тренеров.
Киноклуб, супервизии и «отдыхные»
HR-менеджер пермского фонда «Дедморозим» Вадим Вяткин в первую очередь выделяет практики, которые инициируют сами сотрудники, например, для команды устраивают киноклуб с последующим обсуждением социальных фильмов и занятия йогой. Проводятся и мероприятия для сотрудников одного отдела, например, встречи по гореванию об ушедших подопечных проекта «Больше жизни».
«Впрочем, самые очевидные практики – это поддержание комфортной рабочей среды. Много внимания мы уделяем мотивирующей организации пространства, у нас есть комнаты для собраний с говорящими названиями «Мечтательная» и «Тихая», а еще уютная кухня, где всем хватает места и всегда найдется свежий кофе и чай», — рассказывает Вадим.
В коллективе «Дедморозим» поддерживают бирюзовые коммуникации. Руководители и подчиненные в любой момент могут связаться друг с другом и оперативно решить рабочий вопрос.
График работы тоже постарались сделать комфортным: работать можно в офисе или удаленно, раз в месяц брать день отдыха — в фонде их называют «отдыхные». Для всех помогающих специалистов проходят супервизии, Вяткин считает это корпоративным стандартом любой СО НКО.
Сотрудники фонда могут «перемещаться» между проектами и создавать свои собственные, проходить обучение и курсы, стоимость которых фонд может компенсировать.
«И, конечно, мы стараемся проводить интересные корпоративные мероприятия с акцентом на совместных активностях: вечеринка идей, конференция «Дедморозим» и «шашлыботник», где коллеги могут помочь друг другу и сделать свою работу еще более полезной и комфортной», — заключает Вадим.