В Еврейском музее и центре толерантности прошла дискуссия, посвященная созданию пространств для социализации детей-сирот.
«Семья формирует нашу личность и представление о том, кто мы. А коллективная система воспитания не удовлетворяет эту задачу. Постоянное проживание в системе интернатных институтов для любого человека ненормально», — говорит Елена Альшанская, директора фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
При этом, по словам экспертов, недостаточно заменить крупные интернаты на небольшие учреждения. Ребенок нуждается в значимом взрослом — том, кто всегда будет рядом. Воспитатели, которые уходят в отпуск, берут больничные, увольняются и ответственны еще за несколько десятков детей, не могут стать «персональным взрослым».
«Мы не можем добиться от системы любви. Система может давать ребенку еду, крышу над головой, безопасность. И это не значит, что система плохая — она просто не предназначена давать любовь», — отмечает Светлана Строганова, программный директор фонда «Дети наши».
Что сейчас предлагают НКО?
Сейчас некоммерческие организации, работающие с проблемой сиротства, стараются найти тот вариант проживания, который будет наиболее комфортен для детей.
«Детские деревни — SOS» — небольшие деревни, в которых живут 10-15 приемных семей. Как правило, в одной семье воспитываются от пяти до восьми детей разного возраста.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Такая система позволяет ребенку жить рядом со значимым взрослым. При этом дети ходят в обычные сады и образовательные школы.
«Это дома семейного типа, там есть мамы, но все равно есть некое ограничение территории», — отмечает Светлана Строганова.
Еще один вариант — поддержка наставников. Межрегиональная общественная организация содействия программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры» («Наставники Детям») готовит волонтеров-наставников — взрослых людей, которые регулярно встречаются с детьми-сиротами и помогают им адаптироваться к жизни за пределами учреждения.
В этом случае у ребенка появляется значимый взрослый. Но такие встречи проходят раз в неделю — а в остальное время ребенок живет в учреждении, что все равно негативно влияет на него.
Что нужно сделать для семей в кризисе?
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо создать условия, максимально приближенные к его обычной жизни, говорят эксперты. Но для начала — улучшить систему помощи семьям.
Сейчас в Москве работают более 25 государственных семейных центров. Специалисты поддерживают семьи в трудной жизненной ситуации, проводят психологические консультации оказывают правовую поддержку, работают с подростками и т.д.
Фото: Дима Жаров / АСИ
«В Финляндии есть такие соседские центры, которые работают для детей и родителей. Там есть как игровое пространство, где может побыть ребенок, так и соцработник, психолог и другие специалисты. То есть помощь интегрирована в обычное городское пространство, куда могут прийти как обычные семьи, так и семьи в кризисе.
Только в этом случае родитель пришел не в «соцзащиту» и получил какие-то услуги, а просто в семейное пространство. Никому не хочется получать ярлык «получатель социальной помощи», — говорит Альшанская.
Важно, чтобы такие центры были разными: например, центры для семей с маленькими детьми и центры для родителей, воспитывающих детей-подростков. Если пространство будет создано под интересы конкретной целевой аудитории, то и семьи будут приходить туда чаще добровольно, говорят эксперты.
«Если делать центр для подростков, то не нужно делать вывеску «Сироты и дети в кризисе — сюда«. Лучше сделать так, чтобы в это место просто приходили подростки и перемешивались со сверстниками», — говорит Нина Воронцова, исполнительный директор МОО «Старшие Братья Старшие Сестры» («Наставники Детям»).
Что нужно для детей?
В случае, если семья все же не справляется с кризисом, ребенку нужно в безопасное пространство.
В идеале такое учреждение должно быть максимально интегрировано в среду. Это может быть, например, несколько квартир в жилом доме. Чем меньше жизнь в них будет отличаться от обычной жизни ребенка, тем лучше.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Еще один важный принцип — постараться рассредоточить такие дома по городу. Когда ребенок попадает в учреждение, он, как правило, покидает родной район, теряет друзей, меняет школу и испытывает лишний стресс от переезда.
«Как только ребенок попадает в детский дом, в его жизни все меняется. Была Маша из квартиры № 15, которая ходила в школу и тусила с друзьями. Вместо нее появляется какой-то «ребенок-сирота», которому якобы нужно какое-то специальное пространство. Но это точно та же Маша, что была шаг тому назад. История про то, что нам нужно вернуть Машу», — продолжает Елена Альшанская.
Главная задача, говорят эксперты, — не создавать новое, а делать так, чтобы ребенок не терял привычные условия жизни.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.