Равное, открытое общение в коллективе — основа корпоративной культуры. Если его нет, никакие инструменты не помогут выстроить полноценную командную работу, предупреждает Юрий Калашников, руководитель Конструкторского бюро бизнес-решений.
Проблемы с выстраиванием коммуникации в коллективе возникают по разным причинам. Но глобально это всегда нехватка мотивации, говорит эксперт. Но есть и другие факторы.
- Избыточный контроль – коллеги устали от постоянных регламентов.
- Недостаточная прозрачность организации в целом.
- Конкуренция внутри коллектива.
- Повышенная бюрократия – на каждое действие есть инструкция, в итоге люди прекращают общаться.
- Отсутствие времени.
- Различия в стилях коммуникации в команде.
- Страх перед критикой. Если сотрудников чаще критикуют, чем хвалят, желания открыто обмениваться информацией не будет.
- Нет общих, командных или индивидуальных целей.
- Нет позитивного примера.
«Иногда люди путают мотивацию и стимул. Стимул – это внешнее воздействие на человека, а мотивация – внутреннее желание. Эти пункты – про мотивацию, собственное желание человека общаться и встречаться с коллегами», — объясняет Калашников.
Что делать? Для начала — понять, зачем организации нужно, чтобы сотрудники встречались, отвлекались от рутинных дел и находили общий язык. Пока не будет понимания – не будет мотивации.
Юрий Калашников предлагает руководителям сделать следующие шаги.
- Установить ясные цели для себя и для каждого отдельного сотрудника.
- Стать примером для коллег.
- Внедрять новые инструменты коммуникации и обязательно учить ими пользоваться.
- Поощрять обратную связь. Без нее будет непонятно, насколько инструменты удобны коллективу.
- Внедрять и поддерживать кросс-командные проекты: когда подразделения или отделы НКО начинают работать над общими программами.
- Обучать навыкам коммуникации – в этом поможет Telegram-канал «Цифровой этикет».
Какие задачи можно решить за счет прозрачности и открытости?
Корпоративная культура, основанная на прозрачности и открытости, помогает повышать качество работы и выстраивать крепкие отношения в коллективе. Что может измениться в НКО после таких перемен:
- повышение мотивации и удовлетворенности сотрудников, что будет непосредственно влиять на качество работы;
- укрепление команды;
- привлечение и удержание талантов, снижение текучести кадров;
- снижение рисков благодаря раннему выявлению проблем;
- улучшение клиентского опыта – про НКО знают и с ней хотят работать;
- создание, разработка и внедрение инноваций – возможность НКО развиваться быстрее.
«Это не окончательный список, но исходя из моего опыта работы с НКО и волонтерскими командами, эти шесть пунктов перекрывают порядка 80 % внутренних проблем», — отмечает Калашников.
Фото: Walls.io / Unsplash
Какие инструменты можно использовать?
Для начала руководителю нужно приготовиться, что любой новый инструмент не понравится команде, каким бы удобным он ни был. Почему?
- Не было обучения на старте. Недостаточно просто усадить всех в переговорной и объявить, что появился новый инструмент. В команде есть разные люди – и они требуют разного подхода в обучении.
- Нужно формировать привычку. Руководитель должен создать условия, когда человек будет регулярно использовать инструмент – тогда у него появится привычка.
- Нет понимания, как инструмент упростит жизнь – важно это несколько раз объяснить.
- У всех есть страх перед изменениями.
- Нехватка времени на обучение. Возможно, у сотрудника нет возможности уделить нужное время на обучение (или он не хочет) – с этим нужно разобраться.
Что нужно делать? Первое – постоянно и разнообразно обучать. Выпускать гайды, проводить собрания, поощрять мотивированных сотрудников публично и индивидуально общаться с отстающими.
Второе – создавать условия, в которых команда не сможет не использовать внедряемый инструмент. Если это специальные программы для рабочей коммуникации – переводить все общение туда, не отвечать в прежних мессенджерах.
Третье – на личном примере показывать преимущество новых инструментов. И тестировать новинки на тех сотрудниках, кто любит инновации и открыт к новому опыту.
И, конечно, понадобится терпение. Все равно будут люди, которые будут критиковать идеи несмотря ни на что и до последнего отказываться от изменений.
Из чего складывается корпоративная культура?
Юрий Калашников выделяет несколько направлений, в которых люди могут себя проявить. Это не конечный список, но в целом он должен подойти для большинства НКО.
- Общение
Юрий Калашников советует организовать виртуальное общение в Telegram, «Битрикс24» или VK Teams. Можно организовать общение там, где коллеги уже привыкли решать рабочие задачи – допустим, в соцсети. С другой стороны, лучше разделить рабочее и личное пространство. НКО могут выбирать, что им ближе.
Фото: Maxime / Unsplash
- Работа с идеями
Если нужно пространство, где коллеги смогут обсуждать идеи, можно использовать платформы Miro или Padlet. Это виртуальные доски, на которых можно записывать свои предложения и обсуждать их с коллегами.
- Документооборот
Чтобы хранить документы, отправлять их коллегам и иметь возможность их редактировать, можно использовать такие сервисы, как «Google Диск», «Яндекс.Диск», документы в «Битрикс24» и «Облако Mail.ru».
- Видеовстречи
Сервисов для видеозвонков сейчас очень много – каждая организация может подобрать тот, который ей будет удобнее. Юрий Калашников выделяет Zoom, «VK Звонки», Google Meet и Teams.
- Обмен новостями
Новости организации, обсуждение последних событий и другая жизнь коллектива тоже требуют пространства для обсуждения. Чтобы общаться с коллегами, Калашников предлагает создавать специальные каналы в Telegram, вести ленту новостей в «Битрикс24» или создать закрытое сообщество в VK.
В этих же каналах можно благодарить сотрудников за выполненный проект или решение крупной задачи – это важный элемент корпоративной культуры. Например, в «Битрикс24» можно выносить благодарность коллегам – она будет отображаться в профиле человека.
- Управление проектами и задачами
Чтобы правильно ставить задачи по проектам, контролировать их выполнение, отмечать дедлайны, оставлять заметки коллегам и так далее, можно использовать «Битрикс24», Trello, Miro или Notion.
Эти же сервисы можно использовать для сбора и обработки обратной связи от коллег, а также для того, чтобы понимать, что нужно поменять во внутренних процессах.
- Обучение сотрудников
Если НКО обучает своих сотрудников, ей нужно хранилище информации. Это виртуальное место, в которое может «прийти» любой сотрудник и прочитать о правилах работы и инструментах, используемых в организации. Можно использовать базу знаний в «Битрикс24», Notion, LMS в Tilda или сервис Glide.
- Работа с клиентами и партнерами
Фандрайзеру или человеку, отвечающему за связи с партнерами, нужен инструмент, который позволит систематизировать всю информацию. Это не только удобно, но и полезно для его коллег, если человек уходит в отпуск или увольняется. Калашников предлагает использовать CRM-систему в «Битрикс24» или AMOCRM. Подробнее о том, чем может быть полезна CRM-система НКО – в материале с другой встречи медиаклуба.
Что можно использовать кроме онлайн-инструментов?
Чтобы наладить неформальное общение в коллективе, можно использовать и другие инструменты – не только в цифровом пространстве. Юрий Калашников предлагает девять идей:
- Фика – это короткий перерыв на кофе, часто с выпечкой или сладостями. Это шведская традиция делать перерыв в работе, во время которого коллеги могут общаться на любые темы – желательно нерабочие.
- Пятничные встречи: в конце недели сотрудники встречаются вживую и рассказывают о хороших событиях, которые случились в течение недели.
- Благодарности и похвалы: регулярно проводить встречи, на которых коллеги смогут похвалить друг друга и выразить признательность за хорошую работу или помощь.
- Тематические дни: возможность в определенные дни проявить изобретательность, выбирая определенную тему для одежды или декорации рабочего пространства.
- Внутренние хобби и клубы, где сотрудники у сотрудников будут общие интересы вне рабочих задач.
- «Спикеры изнутри»: в коллективе есть люди, которые хорошо в чем-то разбираются. Можно дать им возможность выступить перед коллегами с презентациями или мастер-классами.
- Дружественные соревнования: например, квизы.
- Отмечать дни рождения, памятные даты, важные моменты для организации
- Информационные стенды/каналы: место, где можно делиться интересными фактами, мемами, шутками и другим неформальным контентом.
«Но ключевое условие – чтобы все было добровольно. Я знаю примеры, когда самые крутые инициативы рушатся, просто потому что появляется формулировка «явка обязательна», – отмечает Юрий Калашников.
Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.