Дорожные карты для НКО пяти регионов — Мурманской, Архангельской и Калининградской областей, Республики Коми и Ненецкого автономного округа — появились по итогам деловой игры, прошедшей на сессии «Лаборатория регионального рейтинга «Регион-НКО»: анализ результатов рейтинга и проектирование мер по развитию третьего сектора для субъектов СЗФО». Эти регионы занимают невысокие позиции в рейтинге, но имеют хороший потенциал.
Рейтинг «Регион-НКО» – продукт Общественной палаты РФ (ОП РФ), который составляют с 2020 года. Он содержит более 150 метрик, которые показывают потенциал некоммерческого сектора в том или ином регионе страны.
«Огромное количество регионов проводят аналитическую работу над результатами рейтинга: смотрят свои сильные стороны, точки роста, делают дорожные карты, строят планы. Благодаря этому многие делают потом скачки в рейтинге, изменения становятся очевидными достаточно быстро», – отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова.
За 15 минут участники игры выявили по два показателя дефицитов и точек роста региона. Дефициты – это показатели, по которым НКО региона проседают в рейтинге, точки роста – те, благодаря которым регион развивается. В следующие 15 минут участники придумали четыре мероприятия, которые укрепят точки роста и снизят дефицитарные показатели.
Что предложили участники игры
Например, в Мурманской области проседает показатель «участие НКО в конкурсах». Игроки предложили организовать в местном ресурсном центре встречи, где молодые организации могли бы подружиться с теми, у кого уже есть опыт подачи грантовых заявок. Участник из Ярославской области поделился опытом своего региона: там, по его словам, в список показателей деятельности глав муниципалитетов включили показатель «динамика участия местных НКО в конкурсах». Для этого губернатор издал специальное распоряжение. Это стимулирует глав приглашать НКО к сотрудничеству и вместе придумывать, на какие конкурсы можно податься, чтобы решить локальные проблемы.
В Калининградской области, где проседает онлайн-доступность информации о поддержке СО НКО, предложили использовать формат экспедиций по крупным НКО области, которые поделятся опытом.
Ответственными должны стать Общественная палата (она станет площадкой для выявления потребностей СО НКО), СМИ, которые распространят информацию, и ресурсные центры. Как результат, НКО будут знать, куда обращаться за поддержкой.
В Ненецком автономном округе такая же проблема: не хватает информации о поддержке СО НКО. Участники предложили создать профильный ресурс, где будут собирать информацию о конкурсах и мерах поддержки, наладить рассылку и форму обратной связи. Ответственный – профильный орган власти, глобальный результат – рост числа средств, которые будут поступать в местные СО НКО.
«Регионы, которые по результатам рейтинга проводят стратегические сессии и принимают управленческие решения, получают позитивный результат в рейтинге следующего года. Этот механизм нужно тиражировать», – уверена директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» ИГСУ РАНХиГС Оксана Коротеева.
Все дорожные карты передали представителям регионов.