Сегодня завершились общественные обсуждения разработанного Минтрудом законопроекта о лицензировании стационарных социальных услуг.
Что потребуется для лицензии
Лицензирование государственных и негосударственных учреждений, которые оказывают стационарные соцуслуги, может начаться с 1 января 2026 года. С 2027 года лицензия станет обязательной для учреждений, которые не входят в региональные реестры поставщиков социальных услуг. Для организаций, которые входят в такие реестры, переходный период продлится до 1 января 2028 года.
Если за это время организация не получит лицензию, оказывать стационарные социальные услуги ей запретят. Медицинских учреждений, где люди получают паллиативную помощь, законопроект не коснется: она осуществляется на основании лицензии на оказание паллиативной медицинской помощи.
Для введения лицензирования соцобслуживания есть объективные предпосылки, считает директор направлений проекта Народного фронта «Регион заботы» Анастасия Жданова.
«Опыт «Региона заботы» показывает, что практически у всех учреждений стационарного социального обслуживания, как государственных, так и негосударственных, крайне низкая штатная укомплектованность и скудное материально-техническое обеспечение, которые не позволяют оказывать услуги в соответствии со стандартами, утвержденными в регионах», – говорит Жданова.
Выдавать лицензию будут на уведомительной основе, затем организацию ждет проверка — список лицензионных требований утвердит правительство. Лицензия обойдется организации в 7500 рублей, но соблюдение лицензионных требований по этому обслуживанию предполагает гораздо большие вложения, отмечает Жданова: создание инфраструктуры, закупку оборудования, затраты на эксплуатацию здания, кадровое обеспечение и другие.
Проверки коснутся и тех организаций, которые оказывают услуги в жилых помещениях, объясняет Жданова: «Если юридические лица используют жилые помещения для оказания услуг, в их отношении могут осуществляться проверки, в том числе лицензионные, установленные законодательством».
При этом если организация выразит желание при получении лицензии войти в реестр поставщиков социальных услуг, ее включат туда без дополнительного заявления, объясняет АСИ директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.
Список требований для включения в реестр поставщиков известен: организация должна соответствовать всем требованиям СанПиНов, которые регламентируют почти все стороны оказания услуг – от количества площади на одного человека до обустройства пищеблока.
«В СанПиНы уже несколько лет назад вошли требования к укладу жизни – обязательные прогулки для маломобильных людей, требование организации питания вне жилых комнат в мини-столовых. Штатные расписания и оснащение учреждений, порядки работы в них регулируются для госучреждений приказами Минтруда», – говорит Олескина.
По ее словам, организации, которые вошли в реестр, регулярно проверяются «всеми возможными инстанциями, от Роспотребнадзора и Росздравнадзора до внутриведомственных комиссий». Если закон о лицензировании примут, то проверять будут и лицензированные учреждения.
«Дело нужное, но сложное»
«Лицензирование стационарных социальных услуг – дело нужное, и его давно было бы пора провести. Но поскольку это дело еще и очень сложное и напрямую затрагивающее жизнь нуждающихся в посторонней помощи людей – то оно небыстрое. Отсюда и длящийся годами переходный период для разных типов интернатов», — говорит Олескина.
Сейчас в России, по ее словам, «существуют две параллельные вселенные интернатов». Первая — учреждения, которые входят в реестр поставщиков социальных услуг, в том числе все государственные. Вторая – интернаты, которые в реестр не входят.
«Для частных учреждений вхождение в реестр — дело добровольное и довольно непростое: требований очень много. Поэтому никто не может сказать, соблюдаются ли там нормы пожарной безопасности и санитарные правила и сколько таких организаций вообще на рынке есть», — говорит Олескина.
«Трудности с контролем за деятельностью некоторых поставщиков останутся»
Полностью решить проблему «серой» зоны рынка услуг по уходу одним решением о лицензировании нельзя, полагает директор фонда «Старость в радость».
«Но хотя бы понятие «нелегальный дом престарелых», которое мы регулярно встречаем в СМИ, когда в том или ином пансионате случается что-то трагическое, обретет содержание. Пока «нелегальных» домов престарелых просто нет, потому что лицензирования нет», – объясняет она.
Благодаря лицензированию, объясняет Олескина, появится ответственность за ситуации, «когда в двух комнатах обычной квартиры в деревянном доме на втором этаже без лифта стоит буквально впритык восемь кроватей и на каждой лежат неухоженные, истощенные пожилые люди».
Отсутствие лицензирования, по ее словам, увеличивает количество таких ситуаций, потому что часто услуги по уходу оказываются в «серой зоне». При этом потребность в этих услугах огромна, говорит Олескина: «Люди порой вынуждены обращаться за ними, даже когда в договоре прописано только проживание, без ухода и питания, хотя на словах им обещают полную заботу».
Недобросовестные организации действительно нередко оформляют свою деятельность как предоставление услуг по проживанию, соглашается Жданова. Привлечь их к ответственности, говорит она, трудно – обычно это происходит после каких-либо происшествий.
«Трудности с контролем за деятельностью таких поставщиков останутся, потому что они не входят в систему соцобслуживания, не претендуют на компенсацию затрат за оказание услуг, не привязываются к индивидуальной программе получателей соцуслуг. В этом смысле введение лицензирования как меры борьбы с «серым рынком» может быть недостаточно», – говорит Жданова.
Риски: лицензирование станет барьером для новых поставщиков услуг
Нынешняя государственная система стационарного и надомного социального обслуживания, говорит Анастасия Жданова, не удовлетворяет потребности людей. «Для дальнейшего развития рынка соцуслуг нужна конкуренция – лицензирование же станет дополнительным барьером для входа на рынок новых негосударственных поставщиков услуг», – считает она.
Негосударственные поставщики, объясняет Жданова, и так находятся в более уязвимом положении: государственные получают деньги на оказание услуг из бюджета авансом на выполнение госзадания, а негосударственные – постфактум, за уже оказанные услуги.
«Очевидно, что государственным организациям будет проще получать лицензии, чем негосударственным, потому что они – в государственной системе. Следовательно, будут снижены возможности для создания конкурентных механизмов для развития рынка стационарного социального обслуживания», – говорит директор направлений проекта Народного фронта «Регион заботы».
Любое избыточное государственное регулирование приводит к замедлению развития той или иной отрасли, уверена она, а любой административный барьер – это ограничение рынка услуг.
«Нельзя допустить, чтобы закрылись частные дома, где нет соответствия всем требованиям»
Многим приютам и пансионатам получить лицензию будет непросто, считает Олескина: «Иногда во всем населенном пункте нет ни одного здания, в котором можно было бы создать все необходимые условия, и государственного интерната тоже рядом нет».
«Нельзя допустить, чтобы закрылись все частные дома, где нет соответствия всем требованиям проверок: а что будет с людьми, которые там живут? Их вернут по месту прописки, и больше не наша забота думать, выживут ли они там? Или раскидают по всей области, и большая часть сможет не пережить переезд? Зато «нарушения устранили». Надо понять, как быть с тем, что лицензирование не сможет полностью искоренить ни «серый» рынок, ни нарушения», – говорит она.
Отдельные проблемы, отмечает Олескина, касаются помощи людям на дому: «Там так же, как и в стационарах, не хватает условий, оборудования, а главное –квалифицированных специалистов и средств. Нужна большая и кропотливая работа – не столько лицензирующим и проверяющим организациям, сколько всем нам».