Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

«Главное – не бумага, а коллектив редакции. Убери его с территории – она будет хиреть»

С какими трудностями сталкиваются сейчас небольшие российские СМИ, что мешает им решать проблемы местных сообществ, а что – помогает, рассказали главреды и эксперты на конференции по социальной журналистике «Медиа/НКО}профи».

Фото: Вадим Кантор / АСИ

26 октября в Центре «Благосфера» проходит седьмая ежегодная конференция по социальной журналистике «Медиа/НКО} профи». В этом году в ее фокусе — солидарность и партнерство журналистов и НКО. На секции «”Импульсы с места”: действия журналистов для решения социальных проблем за пределами Москвы» эксперты обсудили, какие сложности есть сейчас у небольших локальных медиа, как волонтеры становятся поставщиками инфоповодов и какие новые варианты фандрайзинга придумывают редакции.

«Какая ассоциация у вас возникает, когда слышите фразу “журналист участвует в решении социальной проблемы”?», – спрашивает гостей модератор встречи Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера».

Гости – представители некоммерческих организаций, журналисты и блогеры –  по-разному описывают задачи такого журналиста:

  • пишет аналитические тексты – иногда этого достаточно, чтобы произошли изменения;
  • пишет короткие новости, которые привлекают внимание к проблеме;
  • умеет формулировать новые смыслы и находить подходящие слова;
  • не стесняется в принципе говорить о социальных проблемах;
  • если журналист хочет помочь, он должен включиться в проблему более глубоко;
  • иногда журналист становится активистом, организуя какие-то мероприятия, которые помогут решению проблемы.

Зачем редакции нужны волонтеры на местах

Для успешной работы редакция локального медиа должна поддерживать связь с местными жителями, уверена редактор газеты «Змеиногорский вестник» Людмила Кейбол. Издание зарегистрировано как автономная некоммерческая организация (АНО) в Алтайском крае, в штате 10 человек, из них четыре журналиста. Газета, которую читают 19 тыс. жителей Змеиногорского района, имеет богатую практику решения социальных проблем – от сбора гуманитарной помощи до устройства детей в семьи.

«Мы не просто журналисты, мы все общественники, и наша цель – поднять проблему, рассказать о ней, попытаться решить и добиться результата. Эта схема выстраивалась долгие годы. Мы прошли через суды, всякое случалось. Но форма АНО помогает сохранять нам определенную форму безопасности», – считает Кейбол.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Нужно делать упор на общественных помощников, уверена главный редактор. Газета создала волонтерские группы из местных жителей в разных частях района. Недоброжелатели, рассказывает Кейбол, обвиняют редакцию: «У вас везде свои шпионы». Журналисты действительно всегда на связи с людьми на местах, которые звонят и пишут, сообщая о происшествиях. Часто активные граждане сами создают контент – и редакция может его использовать.

«Без волонтеров мы бы не смогли. Мы практикуем создание общественных групп при редакции – а потом отпускаем их на вольные хлеба. Например, при редакции возник «клуб отцов», когда папы с детьми занимались вопросами экологии – расчищали от мусора берега рек и озер. Теперь эта группа от нас отпочковалась, работает самостоятельно, но с каждой своей акции они высылают нам классные фоторепортажи, которые потом использует редакция», – рассказывает Кейбол.

О самоцензуре

У самих журналистов, особенно начинающих, есть серьезная проблема, подчеркивает Кейбол: самоцензура. По ее мнению, писать можно все – если это не запрещено российским законодательством.

«Мы писали о незаконной вырубке лесов, нам угрожали, но мы добрались даже до Москвы, до Общественной палаты РФ и добились возбуждения уголовных дел. Хорошо, такую серьезную тему студент-журналист не может взять в работу, но он выезжает на небольшую свалку и все равно спрашивает: «А об этом писать можно?» А почему нет, что здесь такого? Вот законодательство, вот в нем прописана мусорная реформа, вот свалка. Если у нас есть факты, подтвержденные фотографиями, словами местных жителей – писать можно и нужно», – уверена журналист.

Как редакции помогают активистам и вдохновляют людей

Вообще же редакции городских и районы газет, уверена директор и главный редактор газеты «Шахтинские известия» из Ростовской области Белла Севостьянова, уникальный институт: они очень близки к проблемам жителей городов и районов. Газета, в отличие от алтайских коллег, не имеет статуса НКО, но с некоммерческими организациями работает. Например, много лет издание рассказывало о работе центра «Добродея» в городе Шахты – там проходят реабилитацию дети с ДЦП.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

«Мы рассказывали о социальных проблемах, у нас был большой совместный межрегиональный проект. Когда мамы детей с ДЦП решили открыть НКО, редакция им помогала – и теперь в городе есть организация «Финист», которая работает с детьми в том числе с ментальными особенностями. Сейчас они планируют открывать свой реабилитационный центр», – рассказывает Севостьянова.  

Подобное сотрудничество с НКО может приносить выгоду редакции, говорит она. Например, журналисты «Шахтинских известий» совместно с коллегами из НКО реализуют проект «Преображение»: маму особенного ребенка приглашают в салон красоты, с детьми в это время остаются волонтеры. В салон приходит журналист и берет у женщин интервью.

«Более откровенных интервью на наших страницах никогда не было. Сначала женщины не хотели говорить о своих проблемах, но сейчас они сами к нам приходят: “Хочу участвовать в вашем проекте. Я не стесняюсь своего ребенка, вы помогли мне понять, что мой ребенок – лучший”. Может, это небольшое решение проблемы, но для нас это очень важно», – говорит главный редактор газеты «Шахтинские известия».

Бывают и сложности во взаимоотношениях СМИ и НКО. «Журналист воспринимается НКО как информационная обслуга – но так не работает. Журналисты – такие же субъекты решения социальных проблем. Надо это понять, иначе никакого диалога между СМИ и НКО не будет», – считает кандидат филологических наук, научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, координатор Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику, Александр Гатилин.

Фото: Дима Жаров / АСИ

При этом, говорит Гатилин, общественные деятели часто играют не менее важную роль в освещении социальных проблем, чем журналисты: «Не будет в общественном поле проблемы сиротства, если не будет активных субъектов, которые заявят об этой проблеме, и в этом смысле соцсети Елены Альшанской (президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». — Прим. АСИ) — намного более сильный ресурс, чем некоторые СМИ».

Как федералы помогают маленьким СМИ

Иногда небольшим региональным СМИ могут помочь федеральные коллеги. Так, портал «Такие дела», рассказывает заместитель главного редактора Инна Кравченко, обращает внимание на работу с регионами. Издание работает больше восьми лет, изначально оно создавалось для освещения социальных проблем и работы с НКО.

Из недавних хороших примеров – история о деревенской газете Vieljärven ikkunat (в переводе с карельского языка «Ведлозерские окна»), которую выпускает Наталья Антонова, жительница села Ведлозеро. Главный редактор «Таких дел» Евгения Волункова, будучи родом из Карелии, узнала о газете от знакомых, поехала в Ведлозеро и вместе с Натальей прошла весь путь выпуска газеты: от сбора материалов до печати и распространения в деревнях. Репортаж Волунковой «О плохом не напишешь» опубликовали «Такие дела», тему подхватили другие издания.

«Внимание московского СМИ вдохнуло в газету новую жизнь: мы заключили с газетой соглашение, что будем присылать материалы наших журналистов, и они смогут публиковать их у себя. На газету обратили внимание СМИ со всей страны, стали писать о Наталье, появилась поддержка», – рассказывает Кравченко.

Где редакциям брать деньги

Но иногда помощь нужна и федеральным изданиям. Расцвет «Таких дел», вспоминает Инна Кравченко, был несколько лет назад: 55 сотрудников редакции, 10 больших текстов в день, не считая новостей и мелких заметок.

С 2022 года пожертвований стало меньше – а это был основной источник дохода. «Мы скукожились до 15 человек. Понимали, что надо выбрать грантовый путь, и год назад получили грант фонда «Абсолют-помощь». Они оплатили нам работу четырех региональных корреспондентов: в Южном, Сибирском, Дальневосточном и Центральном федеральных округах», – говорит Кравченко.

Чтобы иметь возможность продолжать писать о регионах, «Такие дела» придумали формат «Выезжаем», когда просят читателей скинуться на командировки для журналистов. «Такую схему могут взять на заметку и небольшие издания, особенно если у темы, на которую пишет журналист, есть социальный выхлоп», – уверена Кравченко.

Экономическое выживание – главная проблема СМИ, а «выжить можно только в союзе с общественностью», уверен кандидат филологических наук, секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» Владимир Касютин.

Что бывает с редакциями, когда они становятся двигателями социальных изменений

Большая проблема для активных СМИ – противодействие чиновников, которые пытаются скрыть существующие в регионе проблемы, полагает Александр Гатилин.

«С каждым годом давление на активных журналистов на местах усиливается. Но ведь они не пытаются свернуть горы и изменить режим – они указывают, что на дороге – яма. Но это опасно для губернатора. Что ему проще – починить дорогу или убрать журналиста?» – говорит Гатилин.

Он напоминает историю экс-главреда газеты «Вперед» из Ростовской области Елены Пивоваровой, которая писала о проблемах города Батайска, а в итоге ее уволили из газеты одним днем, а потом возбудили уголовное дело, обвинив в растрате.

«Это показательная порка журналистов, которые пытаются на местном уровне что-то изменить: не нужно выносить сор из избы. Власти прямым текстом говорят газетам: вы нам не нужны, зачем нам финансировать местные редакции, если мы можем писать свои новости в соцсетях», – уверен Гатилин.

Он уверен: важнейшая функция редакций местных СМИ — формирование гражданского общества на местном уровне: «Эта функция оправдывает в глазах сознательных чиновников существование местных СМИ. Вот это самое главное — то, ради чего нужно сохранять редакции. Газеты нужны ради формирования этого общества на местном уровне, а не ради того, чтобы публиковать в ней указы».

Фото: Вадим Кантор / АСИ

«Многие говорят: кто сейчас читает газеты? Но главное – не бумага, а коллектив редакции, убери его с территории – она будет хиреть. В этом году перестал работать главный редактор газеты «Пензенская правда» Павел Шишкин. Он тратил себя на то, чтобы делать классную газету, теперь она не будет такой яркой, какой была при Шишкине. К тому же с уходом главного редактора уйдет и часть журналистов», – рассказывает Владимир Касютин.

Конференция «Медиа/НКО} профи» в 2023 году прошла в седьмой раз, каждый год она приурочена ко дню рождения Агентства социальной информации, которому в этом году исполняется 29 лет. Мероприятие собирает сотрудников некоммерческого сектора, журналистов и медиаэкспертов, вместе они фиксируют тренды развития профессии журналиста, проговаривают возникающие в работе проблемы и находят пути их решения. Конференцию проводят Агентство социальной информации и Центр «Благосфера» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике