13 ноября, в Международный день слепых, Владислав Буяльский рассказывает, через что ему пришлось пройти, чтобы стать тем, кто он сегодня.
Мы говорим по зуму. Владислав — дома в Красноармейске, я — в музее «Сенсориум» на Арбате, где он работает незрячим гидом. На предыдущем месте работы он играл похоронные марши.
«За полсотни лет существования стены крематория пропитались людским горем, — рассказывает Влад. — Находиться на такой работе часто было очень тяжело».
Первый раз он услышал о вакансии в крематории в районе Реутова еще в 2019 году, когда учился в вузе. Там нужно было играть на органе, сопровождая похоронные церемонии. У Владислава высшее музыкальное образование по классу народных инструментов. Но он всю жизнь стремился к чему-то другому.
«Я рассматривал это место лишь как временный вариант, пока не найду другую работу. Но устроился я туда в 2022 году и продержался год. Слезы и плач я видел и слышал из смены в смену».
Хотя Москва — город с доступной средой, незрячему человеку по-прежнему может быть тяжело найти свое место, замечает Влад. В крематории многие его незрячие коллеги, смирившись, не принимали работу близко к сердцу. В перерывах между церемониями они могли шутить или смеяться.
«А меня удручало все происходящее. Работа в крематории стала для меня настоящей тьмой. Утром я просыпался с мыслями о работе и все больше накапливающимся раздражением, а в какой-то момент и злостью с отчаянием, вечером думал о ней, засыпая. Она меня морально убивала! Я размышлял о том, что если не вижу, то должен всю жизнь провести в этом страшном месте?», — говорит Владислав.
«Ведь нужно жить, продолжать учиться и искать работу»
Владислав родился в Казахстане полностью незрячим, учился в Караганде в школе-интернате для незрячих.
«Я привык радоваться жизни, как бы плохо мне ни было. Мне очень повезло с прекрасными наставниками, которые помогли выбрать правильный путь. Кроме общей школы, я начал учиться играть на баяне», — рассказывает Владислав.
Перед окончанием школы Владислав стал больше задумываться о будущем в своей стране. Он понимал, что тут человеку с нарушениями зрения устроиться сложнее, и решил поехать в Россию. В 2012 году поступил в Курский музыкальный колледж-интернат слепых.
«Маме было непросто меня отпустить, но я настоял: ведь нужно жить, продолжать учиться и искать работу. А точнее — учиться жить самостоятельно», — объясняет Влад.
Близкими друзьями в колледже Владислав не обзавелся, но это не мешало ему учиться музыкальному искусству, а в дальнейшем — начать писать собственную музыку. В 2015 году он издал свой первый небольшой сборник сочинений для баяна.
«Мне предоставили прекрасную возможность научиться жить самостоятельно, ставить перед собой цели и достигать их, надеясь только на свои силы. Отсутствие зрения не было этому помехой», — говорит Владислав.
Теннис, музыка и «Слепые гонки»
Еще в колледже Владислав узнал о футболе и теннисе для незрячих людей. Теннисом он начал активно заниматься с 2013 года и уже участвовал в соревнованиях и турнирах.
Параллельно продолжал учиться музыке. По специальности ему преподавал Петр Васильевич Дудошников — тоже незрячий человек. Он ослеп в восемь месяцев из-за осложнений кори.
«По Петру Васильевичу нельзя было понять, что он незрячий, он так уверенно двигался. Петр Васильевич стал моим наставником и, можно сказать, вторым отцом. Его мудрость и жизненный опыт всегда привлекали меня и учили многому. Вместе мы долго выбирали, где можно продолжить образование. Выбирали между Воронежем, Тамбовом, Москвой», — вспоминает Влад.
В 2016 году после окончания колледжа с красным дипломом Владислав переехал в Москву и поступил в Российскую государственную специализированную академию искусств.
«По сравнению с маленьким уютным Курском Москва сначала шокировала своим невероятно стремительным ритмом жизни, но я нашел в себе силы освоиться в этом огромном мегаполисе — ведь нужно двигаться дальше! Жил в общежитии вместе с другими незрячими студентами, а вместе куда как легче осваиваться», — рассказывает Владислав.
По его словам, ему всегда везло с людьми, которые оказывались рядом. Александр Константинович Емельяненко — школьный преподаватель по специальности и добрейшей души человек, Петр Васильевич Дудошников — преподаватель в колледже, Юрий Александрович Сидоров — наставник по специальности в академии и блестящий музыкант.
Отсутствие зрения, считает Влад, это не повод унывать. В 2019 году он впервые сел за руль карта, став участником проекта «Слепые гонки». А в 2021 году установил рекорд среди незрячих пилотов.
«А буквально на днях я принял участие в юбилейном турнире проекта и разделил первое место с основателем проекта Борисом Вишняковым. Процесс управления машиной сравним с процессом управления собственной жизнью. Либо ты берешь все в свои руки, либо будешь постоянно “висеть” на бортах», — говорит Влад.
«Нужно уметь правильно загадывать желания — некоторые из них исполняются»
В 2021 году Влад переехал из общежития в собственную квартиру в Красноармейске: купить ее позволили собственные и семейные накопления. Академию он закончил с красным дипломом и тут же начал искать работу.
Он обошел несколько школ-интернатов с вопросом о работе, но результата это не принесло. Не помогли поиск в Сети и обращение в центр занятости. Остался вариант «на самый крайний случай» — крематорий.
«Так я начал играть на органе, за месяц разучив “похоронный” репертуар. Жил на автомате, утром просыпался с мыслью о том, как бы скорее хлопнуться в постель вечером. Меня все больше раздражало, что приходится работать в месте, совершенно не настраивающим на позитив. Это при наличии красного диплома о высшем музыкальном образовании», — рассказывает Влад.
Он уверен, в жизни нужно уметь правильно загадывать желания — некоторые из них исполняются. Летом 2023 года знакомая Владислава Юлия Емельянова рассказала ему о музее в темноте «Сенсориум» и предложила попробовать поработать гидом.
«Конечно, я не верил, что у меня получится, и решил попробовать, лишь бы уйти из крематория. Буквально в первый же день я почувствовал, какие эмоции испытывают люди после моих экскурсий. Человек, который видит всегда, воспринимает это как само собой разумеющееся. А когда теряет зрение и погружается в абсолютную темноту, понимает, чего лишился», — объясняет Влад.
Влад гордится, что может показывать миру, какими могут быть люди с инвалидностью. И это, надеется он, когда-то приведет к тому, что инклюзивное трудоустройство станет нормой, а не исключением.
Текст подготовлен АНО «Сенсориум»