Новости
Новости
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

«В защиту наших детей»: как в России продолжают ограничивать право женщин на аборт, и что об этом говорят чиновники

На прошлой неделе в еще одном регионе частные клиники отказались проводить аборты. Параллельно с этим в Нижнем Новгороде депутаты единогласно одобрили проект постановления, которое запретит аборты в частных медучреждениях по всей стране. Внести его в Госдуму могут уже весной.

Фото: Ben Blennerhassett / Unsplash

«Культивирование эгоизма и вседозволенности»

Такие дискуссии вызвали продолжающиеся ограничения абортов в российских регионах. Частные клиники подписывают соглашения с властями и отказываются проводить процедуру, а депутаты вводят многотысячные штрафы «за склонение к аборту».

В четверг 30 ноября заместитель председателя Госдумы, бывший уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова подтвердила, что сейчас «на законодательном уровне ведется работа над выведением услуг абортов из частных клиник». Кузнецова назвала это инициативой «в защиту наших семей, в защиту наших детей».

Сейчас право на аборт прописано в ст. 56 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»: «Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия». Но нижегородские депутаты предлагают изменить эту статью: 30 ноября они единогласно одобрили проект постановления, которое на государственном уровне запрещает аборты в частных клиниках.

Идею таких поправок в конце октября озвучила член Комитета Госдумы по охране здоровья Вероника Власова. Она заявила, что «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о рождении ребенка», но при этом предложила ряд ограничений на проведение абортов – например, разрешать их только с согласия будущего отца ребенка, если пара состоит в браке. Еще хотят увеличить время ожидания процедуры до семи суток (сейчас – 48 часов). Во время беседы врач должен будет сделать беременной женщине УЗИ и показать сердцебиение плода.

Необходимость закона зампред Госдумы Петр Толстой объяснял тем, что якобы коммерческие клиники не дают статистики проведенных абортов. На самом деле это не так: государственная статистика абортов складывается из информации от всех медицинских учреждений, которые оказывают соответствующие услуги, в том числе от частных клиник.

Еще летом Минздрав поддержал ограничение продажи препаратов для медикаментозного аборта. Реальные ограничения начались в августе, когда треть клиник Татарстана отказалась от проведения абортов, следом это сделали частные клиники Крыма, Челябинской и Курской областей. Например, медицинский центр «Лотос» в Челябинске отказался от этой услуги с 1 августа. Местное издание писало, что перед этим представителей коммерческих клиник «собирали на беседу». «Запрета никакого нет, мы просто поговорили, обсудили, предложили», – заверила тогда первый вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт.

«Насколько такое решение было добровольным, нужно задавать вопрос руководству поликлиник. Но поскольку деятельность любого бизнеса в России и его успешность зависит от целого ряда проверяющих государственных органов, можно предполагать, что способ «продавить» такое решение всегда найдется», – говорит адвокат-куратор в Консорциуме женских неправительственных объединений Александра Кузнецова.

Процесс отказа крымских коммерческих клиник от предоставления услуги аборта министр здравоохранения региона Константин Скорупский описывал так: «Руководителям коммерческих клиник было предложено внести свой вклад в улучшение демографической ситуации, отказавшись от проведения абортов. Коллеги положительно оценили данную инициативу, и на сегодняшний день все частные клиники Крыма официально уведомили Минздрав региона о своем добровольном отказе от оказания услуг по прерыванию беременности».

При этом глава региона Сергей Аксенов обещал в своем Telegram-канале, что «запрещать проведение абортов и каким-либо образом ограничивать личные свободы мы не собираемся». Но добавил, что нужно с помощью рекламы «показывать, что аборт неприемлем по моральным причинам, что это вред и организму женщины, и обществу».

Следующим регионом, где частные клиники отказались от абортов, стала Курская область. Об этом 10 ноября рассказал заместитель губернатора Андрей Белостоцкий: «Сейчас примерно 92% женщин, которые принимают решении о прерывании беременности, будут находиться в государственных клиниках, где мы активно ведем с ними работу. Мы проводим анкетирование, выясняем проблемы, по которым они приняли решение об аборте, мы помогаем им, даем им время подумать. То есть активно участвуем в том, чтобы сохранить каждого ребенка».

В четверг 30 ноября список регионов, где запрещены аборты в частных клиниках, пополнился Липецкой областью. «В региональном управлении здравоохранения подписано важное соглашение об отказе частных клиник Липецкой области от абортов», – сообщила замглавы губернатора области Ольга Белоглазова на своей странице «ВКонтакте». Теперь аборт в регионе можно будет сделать только в государственной клинике, и Белоглазова считает, что «это значимый шаг в сторону повышения рождаемости».

В России, по данным ВЦИОМа, аборт делала почти каждая третья из опрошенных женщин. «Обсуждение таких серьезных изменений, которые касаются жизней миллионов женщин, не должно проходить так, как это устроено сейчас, – в ускоренном темпе, когда жительницы регионов  узнают о принятых инициативах из федеральных новостей», – замечает адвокат Александра Кузнецова.

Еще один вид новых запретов – штрафы «за склонение к аборту». В Нижнем Новгороде соответствующий проект приняли в первом чтении 30 ноября, штрафы до 200 тысяч рублей за склонение уже ввели в Мордовии, Калининградской и Тверской областях, где соавтором документа стала глава фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина.

В тексте этого закона говорится, что таким образом чиновники области «препятствуют распространению деструктивных идеологий и насаждению чуждой российскому народу системы ценностей, включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни, ценности многодетности».

Обсуждение закона продолжается в Тамбовской области и Республике Коми. Глава Коми Владимир Уйба рассказывал, что в регионе будут давать женщинам маленькие квартиры – «чтобы было куда из роддома идти с ребенком».

Нелегальные аборты и другие риски, которые несет закон

О том, что «многодетность должна стать новым образом жизни для всех народов в России», 28 ноября заявил президент Владимир Путин на заседании Всемирного русского народного собора. Неделей ранее он объявил 2024 год в стране Годом семьи, а летом 2022 года признал: в России «крайне сложная демографическая ситуация», и нужны кардинальные меры.

«Мы видим попытки ограничить женщин в доступе к репродуктивным правам. В некоторых региональных законах прямо так и прописано – у женщины не должно быть права на аборт. Это дискриминационные в отношении женщин инициативы, в области здравоохранения в первую очередь. Женщин опять загоняют в стереотипы относительно ролей мужчин и женщин в обществе, которые лежат в основе практики запрета на аборт», – говорит Александра Кузнецова.

При этом врачи и специалисты в области репродукции обращают внимание, что доступность абортов и уровень рождаемости не связаны. Завкафедрой акушерства и гинекологии Приволжского медуниверситета, профессор Надежда Каткова называет законопроект популистским. По ее мнению, «он не имеет никакого отношения к современным научным знаниям об улучшении демографической ситуации». По ее словам, ни в одной стране мира запреты абортов не повысили рождаемость.

В Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга уверены, что запреты приведут к росту числа нелегальных абортов. «Для некоторых категорий пациентов является важным фактором возможность анонимности выполнения процедуры искусственного прерывания беременности, однако в рамках ОМС и в государственной женской консультации это в настоящее время является проблематичным. По данному фактору возникает дополнительный риск широкого распространения теневого сектора искусственного прерывания беременности, ведущего в том числе и к росту осложнений и многим другим негативным последствиям», — говорится в письме организации, которое опубликовало RTVI.

Против ограничений высказался председатель Ассоциации нижегородских частных медицинских центров Алексей Душкин. По его мнению, недопустимо запрещать какой-либо вид помощи в медучреждениях только по принципу их организационной формы, ведь «и в государственных, и негосударственных организациях работают врачи, которые проходят обучение и аккредитации в одних и тех же вузах».

Ограничение доступности абортов не снижает их количества – напротив, это вынуждает женщин и девочек прибегать к небезопасным процедурам. Об этом весной 2022 года говорила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). При этом в странах с жесткими ограничениями только четверть абортов выполняется безопасно.

Каждый год, по данным ВОЗ, в мире погибает или получает осложнения из-за небезопасного аборта около 39 тысяч женщин. 

В новом руководстве по оказанию помощи, связанной с прерыванием беременности, ВОЗ перечислила политические нормы, которые ограничивают право женщин на безопасную процедуру: криминализация абортов, обязательные сроки ожидания, необходимость получать разрешение на аборт от партнера, ограничения на срок беременности, в течение которого можно делать процедуру.

«Такие барьеры могут приводить к опасным задержкам в получении лечения и повышают риск небезопасных абортов, стигматизации и возникновения медицинских осложнений у женщин и девочек, одновременно создавая помехи для получения ими образования и снижая их трудоспособность», – говорится в заявлении ВОЗ.

Что касается самих граждан, то более половины (51%) россиян против того, чтобы государство вмешивалось в планирование семьи. За последние шесть лет, показал опрос ВЦИОМ, больше людей поддерживают право женщин самостоятельно принимать решение об аборте: в 2016 году таких было 28%, в 2022-м — 36%. Впрочем, выросло и число тех, кто считает аборт «недопустимым ни при каких обстоятельствах»: с 4% до 13%.

Задача акушера-гинеколога, говорит директор НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, главный внештатный репродуктолог Санкт-Петербурга Игорь Коган, — выполнить аборт максимально безопасно для жизни и здоровья женщины, и личные взгляды не должны влиять на профессионализм. «Сегодня гинеколог отказывается от выполнения аборта, завтра другой врач не даст наркоз кому-то по каким-то своим соображениям, а послезавтра хирург не начнет операцию, потому что боится ошибки и не хочет рисковать. Это все тупиковый путь», — говорит Коган. 

Закон, который на федеральном уровне запретит аборты в медучреждениях за исключением государственных клиник, могут внести в Госдуму весной 2024 года, заявил зампред Госдумы Петр Толстой.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике