На площадке форума #МЫВМЕСТЕ, который проходил в Москве с 4 по 8 декабря, прошла сессия о действующих наставнических программах и инициативах, которые могут быть полезны НКО в работе и развитии.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова представила результаты нового исследования «Испытывают ли НКО потребность в знаниях?», для которого опросили тысячу руководителей разных некоммерческих организаций.
Согласно исследованию, только 9% и 5% от опрошенных назвали реальной проблемой нехватку умений у сотрудников организации и у руководства соответственно.
Фото: Héctor J. Rivas / Unsplash
Факторы «Квалификация персонала», «Умение привлечь средства» и «Качество менеджмента», как определяющие «жизнеспособность НКО в современных условиях» называли в два (и более) раза реже, чем «Осознание важности выполняемых задач», «Энтузиазм» и «Репутация организации».
По мнению Мерсияновой, это недопустимые цифры. Количество проблем в секторе настолько велико, что руководители НКО часто считают второстепенным повышение квалификации — своей и своих сотрудников.
Отсутствие достаточного финансирования, которое выделяют руководители как основную проблему своей НКО, скорее следствие именно недостатка знаний, заявила Ирина Мерсиянова.
При этом если лидеры НКО все-таки выбирают образование, то 50% опрошенных не отдают предпочтение очному обучению, хотя именно тесная работа с коллегами, постоянная коммуникация и возможность провести дискуссию — наиболее эффективный вариант для получения знаний, считает Мерсиянова.
Когда речь зашла о наставничестве как виде обучения менее опытных НКО, эксперты сошлись во мнении, что его [наставничество] необходимо отделить от всех других видов повышения квалификации.
По мнению Елены Тополевой, директора АСИ и председателя Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ, нельзя просто «взять кого-то за ручку и заявить, что теперь я — ваш наставник». Наставничество — это то, чему сначала необходимо обучиться самому, существуют даже специальные программы подготовки к наставничеству.
Однако не всегда менее опытные руководители НКО просят помощи у наставников, — даже несмотря на то, что это решило бы большинство проблем их организации.
По словам директора фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ Светланы Маковецкой, причина этого часто заключается в страхе. Руководители просто боятся, что выход из зоны комфорта и последующие преобразования повлекут за собой необратимые изменения для организации.
Иногда нежелание обучаться обусловлено персональными ментальными проблемами лидера НКО. Поэтому многие вместо наставничества и плодотворной работы выбирают другой путь — обмен практиками. Но это, уверена Маковецкая, не обучение.
Маковецкая рассказала, что в России существует три основных подхода к организации процессов внутри НКО.
Среди них:
- архаика
- «Делаем все по старинке, старым дедовым методом, не привлекая ничего нового — ни современных методик, ни практик».
- авангард
- «Разрушаем до основания старые практики и изобретаем велосипед заново».
- модерн
- «Самый оптимальный подход, который совмещает опору на старое и привлечение нового, золотая середина». Этот путь выбирают далеко не все.
Сессия закончилась наставническими «гостиными», — каждый участник дискуссии мог подойти к наставникам и задать интересующий вопрос, получить консультативную помощь от «больших» некоммерческих организаций и их руководителей.
Наставническая сессия «НКО помогает НКО: обмен успешными практиками» прошла 7 декабря на Международной выставке «Россия» на ВДНХ.